Современные социально-экономические преобразования в обществе формируют новые требования по отношению к молодому специалисту. Всё большую значимость приобретают такие качества, как профессиональные знания, коммуникабельность, мобильность, креативность. Именно поэтому проблема формирования позитивного имиджа современной молодёжи, в частности студенческой, приобретает особую актуальность.
Под имиджем (от англ. Image – образ) мы будем понимать сформировавшийся образ человека, в котором внутренняя сущность, отражающаяся во внешности, оказывает определённое воздействие на окружающих.
Имидж студента вуза формируется на основе интеграции внешних условий и внутренних качеств, особенностей, склонностей. Немаловажную роль в данном процессе играет организация образовательной среды, позволяющая молодому человеку в достаточной мере проявить себя. Соответственно, одним из важнейших факторов развития позитивного имиджа студента является статус вуза, факультета, престиж будущей профессии. Отметим, что эти показатели во многом влияют на восприятие образа студента того или иного университета/института общественностью, и как следствие – зависимость процесса дальнейшего привлечения студентов и авторитет самого вуза в образовательном пространстве.
Нами было проведено исследование среди студенческой молодёжи Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, цель которого – определение степени влияния имиджа выбранного факультета и специальности на формирование образа современного молодого человека. Выборка составила 160 студентов, представителей таких факультетов, как: инженерно-строительный (специальность «Промышленное гражданское строительство»), педагогический (специальности «Начальное образование», «Олигофренопедагогика. Логопедия»), филологический (специальности «Внешнеэкономические связи», «Английский язык»), математика и информатика (специальность «Программирование»), экономика и управление (специальность «Экономика и управление на предприятии»), физическая культура (специальность «Физическая культура»).
Результаты опроса показали, что у молодых людей, обучающихся по специальностям «Промышленное гражданское строительство», «Программирование», «Олигофренопедагогика. Логопедия», основными мотивами выбора будущей профессии являлись: 1) престижность (60 %) и 2) привлекательность (65 %). Важность последнего показателя отметили также студенты специальностей «Начальное образование», «Экономика и управление на предприятии» (57,5 %). По нашему мнению, эти данные свидетельствуют о том, что профессиональное самоопределение молодого человека в настоящее время находится в прямой зависимости от социально-экономических преобразований и потребностей социума.
Однако 25 % молодых людей, обучающихся на факультетах физической культуры и филологии, среди мотивов выбора будущей профессии указали профиль вступительных испытаний и месторасположение вуза, что, возможно, свидетельствует о недостаточной осознанности выбора специальности: преобладание комфортности существования, непритязательности выбора.
Ранжирование ответов студентов по поводу привлекательности будущей профессии позволило нам выделить приоритеты:
- высокая заработная плата, по мнению 50 % студентов факультетов экономики и управления, математики и информатики, инженерно-строительного факультета;
- возможность общаться с разными людьми – выбор 50 % молодых людей, обучающихся на факультетах физической культуры, филологии (специальность «Английский язык») и педагогики (специальность «Начальное образование»);
- востребованность специалистов данного профиля отметили 48 % респондентов, обучающихся по специальностям «Промышленное гражданское строительство», «Олигофренопедагогика. Логопедия»;
- возможность работы в различных сферах – главное достоинство будущей профессии, так считает 43,3 % студентов специальностей «Программирование», «Внешнеэкономические связи», «Экономика и управление на предприятии»;
- возможность самореализации – выбор 40 % молодых людей специальностей «Английский язык», «Начальное образование».
Со всей очевидностью можно утверждать, что для студенческой молодёжи технических специальностей весьма важной является материальная сторона будущей профессии и возможность, в случае необходимости, быстрого трудоустройства. Тогда как студенты гуманитарных факультетов делают акцент на возможность самовыражения, творчества, общения и самореализации.
Отвечая на последние вопросы, респонденты проявили общность/расхождение мнений, поэтому мы анализировали предложенные позиции в совокупности.
Перцептивный опыт студентов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы оказался положительным для 33 % опрошенных: им нравится учиться на выбранном факультете; в то время как вариант «что-то нравится, что-то нет» предпочли 61,2 % информантов; и лишь 5,8% респондентов не удовлетворены обучением.
Несомненно, существующая в образовательном пространстве Республики Беларусь имиджевая структура и ГрГУ, и отдельных факультетов представляет собой системное образование с четко выстроенной стратегией, выбранной миссией и с надлежащими атрибутами, что позитивно оценивается 41,2 % студенческой молодёжи; незначительные недостатки отмечают 45 % респондентов и только 3,8 % считают имидж факультета отрицательным.
Соответственно, есть над чем поработать студенческо-преподавательским коллективом факультетов, тем более что основными причинами непривлекательности имиджа выбранного факультета, по мнению опрошенных, являются:
- сложность учебного процесса и слабая материально-техническая база (28 %);
- отсутствие возможности в полной мере проявить себя (21 %);
- несовершенство учебно-воспитательного процесса (18 %).
Отметим, однако, что для 33 % респондентов оказалось затруднительным выделить причины непривлекательности факультетского имиджа. Очевидно, что это связано с размытостью субъективного представления об имиджевых компонентах и их структуре.
Логично предположить, что студенческая молодёжь считает себя частью белорусского универсума и, соответственно, либо полностью согласна с утверждением, что профессиональная деятельность влияет на имидж человека (58 %), либо частично (33 %), поскольку в нашей стране созданы необходимые условия профессионального развития молодёжи, а значит, и формирования позитивного имиджа делового человека.
Исходя из сказанного выше, мы можем сформулировать следующий вывод: с одной стороны, имиджевая структура вуза и отдельных факультетов, представляющая собой совокупность возможностей и условий образовательной среды, оказывает влияние на становление у молодых людей взглядов, оценок, образцов поведения в соответствии с социально значимыми и профессиональными ценностями; с другой стороны, образ студенчества, возникающий в этой связи в сознании самих молодых людей, накладывает отпечаток на его восприятие социумом. Это, в свою очередь, влияет на формирование имиджа (образа) вуза в целом: чем привлекательнее имидж студенческой молодёжи, тем выше авторитет и престиж вуза.