Рисунок является одной из важнейших методик при изучении эмоциональной составляющей ребенка, выявлении его страхов и опасений, суждении о методах и приемах семейного воспитания на основе их последствий [1].
Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому, по мнению А.И. Копытина, ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости [2]. При этом Карл Юнг придавал особую значимость символам, считая, что через них в рисунках проявляется бессознательное. Благодаря этим отображениям, мы можем приблизиться к использованию символов в качестве исцеляющего средства [3]. Подобная практика получила обоснование в работах зарубежных ученых: Г. Рида (Н. Read, 1943), Г.Г. Сперинга (Н.G. Spearing), В. Вульфа (W. Wolff), Коррадо Риччи (С. Ricci, 1885 г.), Э. Крамер (Е. Kramer, 1958, 1971) и др. Так, Коррадо Риччи (С. Ricci) в работе 1885 г. отмечал, что, пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. В результате он схематически разбивает предмет на основные элементы. К. Риччи предполагал, что дети рисуют то, о существовании чего они знают, а не то, что видят на самом деле. Другой исследователь рисуночных методик В. Вульф (W. Wolff) доказал, что детское искусство отражает внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что самый важный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунки, – это эмоциональный фактор. Г.Г. Сперинг (Н.G. Spearing), также занимающийся данной проблематикой, обнаружил, что дети не пытаются нарисовать то, что они в действительности видят, а рисуют то, что соответствует их внутреннему мироощущению. В свою очередь Г. Рид (Н. Read) констатировал, что рисунок – это, скорее, психическая реальность, нежели визуальные наблюдения. Также он отмечал, что изображение не является исключительно умственным, здесь присутствуют и эмоциональные элементы. А. Арнхейм (Arnheim) подтвердил мнение других исследователей о том, что ребенок рисует то, что видит, но данный образ следует истолковывать не только в качестве обозначения восприятия. При этом ученый проиллюстрировал свое суждение, сравнив субъективный зрительный образ с объективным, полученным на линзе фотоаппарата. А. Арнхейм считал, что глаз уже сделал свой выбор среди множества стимулов, которые составляют изображение. Этот выбор уже является психическим процессом и выражением визуального мышления. То, что видит ребенок, это не то же самое, что отражается на фотографии.
Таким образом, зарубежные ученые единогласны в том, что рисунки детей характеризуют, прежде всего, самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, т.к. в изображении присутствуют как эмоциональные, так и познавательные элементы. При этом на вопрос «Что рисуют дети?» исследователи дают следующие ответы:
1. То, что для них важно: значимые люди, потом животные, дома, деревья. (К. Риччи, В. Вульф).
2. Что-то, но не все, известное им о предмете (К. Риччи).
3. То, что в этот момент вспомнилось (Г.Г. Сперинг).
4. Идея, окрашенная эмоциями (В. Вульф, Г. Рид).
5. То, что видят (в том смысле, который вкладывает в эти слова (А. Арнхейм).
6. Внутреннюю, незримую реальность (К. Юнг, Г.Г. Стеринг, Г. Рид).
С целью изучения эмоциональной составляющей у детей младшего школьного возраста на базе СШ № 37 г. Гродно в период с ноября по декабрь 2010 года нами было проведено исследование при помощи рисуночной методики «Несуществующее животное». Особое внимание уделялось рисункам детей из молодых семей. Итог исследования представлен в таблице
Таблица – Эмоциональные комплексы детей (по результатам эмпирического исследования)
В результате исследования были выявлены следующие эмоциональные комплексы: завышенная самооценка – у 15 % респондентов, заниженная – у 11 %, причем на долю детей из молодых семей приходится 8 % и 11 % соответственно. Скрытая агрессия присуща 31 % и 24 % из молодых семей. Замкнутость, неудовлетворение потребности в общении выявлены у 58 % детей, 34 % из молодых семей. Страх, тревожность сковывает 38 % респондентов и 27 % из молодых семей. У 34 % присутствует эгоцентризм, 27 % детей с подобным комплексом из молодых семей. Демостративность и манерность есть у 4 % учащихся, все они воспитываются в молодых семьях. Неуверенность в себе, крайняя чувствительность, быстрая утомляемость наблюдаются у 34 % респондентов, 23 % – дети из молодых семей.
Полученные результаты позволили нам построить профильный портрет эмоциональных комплексов ребенка из молодой семьи (рис. 1).
Анализ результатов нашего исследования дает возможность представления общей картины психического здоровья ребенка, уровня агрессии и наличия страхов, развития коммуникативных способностей и другой проблематики детей младшего школьного возраста; показывает, что детям из молодой семьи присущи неадекватная самооценка, агрессивность, замкнутость, недостаточность общения, страх, тревожность, эгоцентризм, манерность, неуверенность и неудовлетворенность собой. Необходима серьезная комплексная коррекционная работа как с детьми (подробный разбор рисунка вместе с ребенком, установление причинно-следственных связей помогут ему справиться со многими психологическими проблемами), так и с их родителями (формирование готовности к воспитанию детей младшего школьного возраста).
Список литературы
1. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство / Г. М. Ферс. / СПб.: Деметра, 2003. ― 176с.
2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. — 272 с.
3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.