Многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей [1, с. 62].
В наше время семья предпочитает чаще одного-двух детей. Нередко это связано с желанием оттянуть время рождения первенца по тем или иным причинам. Вместе с тем известно, что чем позже появляется в семье первый ребенок, тем меньше шансов на рождение следующего. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что не случайно намерение иметь троих детей в начале брака высказывают 70 % молодоженов, а уже через 6 лет из их числа остается 21 %, остальные полагают целесообразным иметь только одного-двух.
Причины этого явления разные. Согласно исследованиям А.И. Кочетова, одна из них заключается в стремлении молодоженов дольше сохранить свою свободу, относительно беззаботную жизнь, продлить возможность не делить ни с кем внимание друг к другу. Воспитание детей требует сил, времени. Поэтому молодым семьям не хочется ни рано иметь детей, ни иметь их много. Такое нежелание является следствием морально и психологической неподготовленности молодых людей к семейной жизни [2, с.126–128].
Второй причиной, согласно результатом нашего опроса молодых семей, является страх дополнительных забот. Имея одного ребенка, жалуясь, что устают от общения с ним, родителям кажется, что имея пятерых детей, будут уставать в пять раз больше.
Вместе с тем народная мудрость гласит: «Один сын не сын, два сына – полсына, три сына – вот это сын!». И еще: «Трое детей – золотые дети». Значит, лучше всего иметь как минимум троих детей, а то и больше. И современная отечественная наука утверждает: трое детей предпочтительней, поскольку это исключает безрассудную любовь и страх за единственного ребенка, соперничество и борьбу за родительское внимание двух детей и обеспечивает равноправие отношений троих детей между собой [2, с.126, 130].
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение многодетных семей на базе СШ № 27 г. Гродно позволяет нам выявить ряд преимуществ воспитания в многодетной семье. Во-первых, дети уже с 5-6 лет могут помогать своим родителям по хозяйству или занять чем-нибудь своих младших братика или сестричку 2–4 лет. Многие взрослые устают не столько от взрослых забот, сколько от необходимости играть с детьми, родителям это нередко психологически трудно, но в семье, где один малыш, никуда не денешься – ребенку нужно с кем-то играть. А в многодетной семье дети «замкнуты» друг на друга: старшие играют с младшими, помогают им одеваться, делать уроки, гуляют с ними, освобождая мать от массы забот. Они выступают друг для друга неисчерпаемым источником развивающих стимулов (старшие для младших). Братья и сестры характеризуются тем, что одни дети для другого выступают, скорее в роли партнера, чем любой из родителей или взрослых. Закономерно, что между детьми возникает множество конфликтов, так как у них интересы и потребности «близкие», но разумеется не тоджественные.
Во-вторых, дети очень любят подражать. Им гораздо легче подражать не взрослым, до которых слишком трудно дотянуться, а ребятам постарше. Поэтому в многодетных семьях младшие быстрее приобретают бытовые навыки, навыки общения, очень многое усваивают походя, между делом [3, с.55].
В-третьих, многодетная семья – это мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. А ответственность и самостоятельность – следствие бытовых проблем, с которыми сталкивается любая семья, где больше двух детей.
В-четвертых, детям в многодетной семье приходится делить между собой внимание родителей и многое другое, тем самым они учатся в определенной мере, быть учтивыми и восприимчивыми.
В-пятых, в семье, где один ребенок, маме все гораздо легче сделать все самой, отсюда нередко инфантилизм и неумение ребенка себя обслужить. А в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима, и дети включаются в домашние дела, причем для них это все психологически оправданно и, кроме того, совместные дела сплачивают семью. К тому же навыки, которые ребенок получает, помогая матери по хозяйству, пригодятся ему в дальнейшей жизни. Но в этом положении также присутствует и минус: количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке в многодетной семье, может стать поводом для того, чтобы дети впоследствии упрекали родителей в том, что их «лишили детства». Поэтому родители многодетной семьи должны помнить, что нельзя перегружать детей работой. Детям необходимо давать задания по силам, но при этом родители должны заинтересовать ребенка [3, с.60].
В-шестых, в большой семье есть все необходимые условия для преемственности поколений. У детей постепенно вырабатываются навыки общения с братьями и сестрами, затем у старших появляются свои дети, и маленькие дяди и тети учатся общаться с племянниками, разница в возрасте с которыми может быть не так уж велика. Так дети постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, сами дорастают до роли родителей. Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку. Они понимают различие мужской и женской психологии, умеют идти на компромисс, очень ответственны, мальчики не чураются «женской» работы по дому, умеют ухаживать за младенцами. В подобных условиях ошибки предыдущего поколения родителей учитываются и поэтому сглаживаются. Такого не происходит в семье с одним ребенком, где родители не имеют возможность учитывать свои ошибки.
В-седьмых, в многодетной семье существует эффект маленького коллектива. Если в семье один-два ребенка, то быстро происходит эмоциональное насыщение детей друг другом, родителям приходится что-то изобретать, гасить ссоры и конфликты – и это при усталости и наличии других дел. В многодетной же семье возникает система разновозрастного детского коллектива: в ней существует возрастная иерархия, старшие руководят младшими. Нужно только следить, чтобы старшие не угнетали младших.
В-восьмых, в многодетной семье у детей очень быстро формируется сознание собственного «я», сознание того, что он не один в семье, у него есть братья, сестры. К тому же жизнь в детской группе весьма действенно способствует так называемой дифференциации личности. Ребенок в семье хочет делать то, что делает другой, уметь то, что умеет другой и т.д., но, с другой стороны, каждый из них с таким же упорством защищает что-то свое, хочет уметь что-то другое, делать что-то другое. Хочет быть самим собой, а не только старшим или младшим братом. Он хочет нравиться родителям, импонировать другим детям чем-то своим, особенным, а не только тем, что он брат или сестра кого-то, кто как пример постоянно маячит перед ним. Здесь коренится причина детского соперничества. Оно может быть по-своему естественным и здоровым, если родители сумеют поддерживать и направлять его так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Но соперничество может принести негативные результаты, если упустить контроль за ними.
Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и изучения жизни и воспитания реальных семей, у которых трое и более детей, позволяет выделить и ряд недостатков:
Соперничество и конкуренция.
Соперничество, конкуренция между детьми в семье – явление настолько распространенное, что некоторыми психологами, психиатрами считается неизбежным. Или же отмечается общая закономерность: чем больше разрыв в годах, тем меньше проявляются конкурентные отношения и наоборот – чем меньше различается возраст детей, тем ярче их соперничество.
Конкурентные отношения между детьми одной семьи, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Один из механизмов такой поддержки – повышенное внимание и любовь к ребенку в качестве награды за какие-то достижения. Соперничество особенно взвинчивается, если при этом родители сравнивают детей друг к другу, а позже – и восприятие мира как арены борьбы.
2. Заниженная самооценка.
Также у детей из многодетной семьи встречается заниженная самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я». В подростковом возрасте это может обернуться гиперкомпенсацией: ребенок начнет самоутверждаться всеми возможными и невозможными способами, доказывая свою уникальность и неповторимость.
3. Главным недостатком многодетности является то, что даже при наличии очень большой квартиры в больших семьях и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями.
Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической литературы дает нам понять, что недостатки многодетной семьи являются существенными, но все те ее преимущества сглаживают их.
Список литературы
1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 55, 2/53.
2. Кочетов, А.И. Начало семейной жизни / А.И. Кочетов – Минск: Полымя, 1987. – 224 с.
3. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский – М., 1981. – 216 с.