Становление личности ребенка важный и долгий процесс. При этом на каждом из этапов ее становления могут возникать противоречия. Сегодня наибольшую тревогу вызывает проблема усиления эгоизма у подрастающего поколения. Так, Б.М. Бим–Бад утверждает, что эгоизм − это негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества в целом [1, c. 426].
В свою очередь, в «Педагогическом словаре» под эгоизмом (от лат. еgo – я) понимается жизненный принцип, целиком основывающийся на мотивах себялюбия, своекорыстия, собственной пользы, выгоды, на предпочтении своих интересов интересам других людей [2, с. 280]. С целью констатации существования феномена эгоизм на современном этапе эволюции человека и его последствий нами в 2007–2011 годах на базе школ г. Гродно было проведено исследование детей младшего, среднего и старшего возрастов. Всего в исследовании приняло участие 327 респондентов. В своей работе мы использовали классификацию эгоизма, предложенную И.Г. Лаверычевой, которая выделила 5 характерных психологических типов людей по распределению эгоистичности. Были получены следующие результаты: с возрастом фракции альтруистов и мягких эгоистов сдвигаются и смешиваются с умеренными эгоистами, а в возрасте 14–16 лет проявляется фракция грубых эгоистов. Дети 11–12 лет, если сравнивать их с подростками 13–14 лет, более чувствительны и склонны проявлять воспитанную, привитую нравственность. У детей особенно резко выражены фракции альтруистов и воспитанных эгоистов (до 87 %). Такое распределение можно рассматривать как результат временной социа¬лизации, которая исчезнет в старшем подростковом возрасте.
Среди учеников 5–9 классов распространены «умеренные» и «грубые» эгоисты. Это преобладание сохраняется и даже усиливается у десятиклассников, при этом фракция альтруистов сдвигается и окончательно смешивается с мягкими эгоистами: в возрасте 16–18 лет фракция альтруистов практически исчезает и вместе с «мягкими» эгоистами смешивается с умеренными эгоистами, в возрасте 17–18 лет впервые проявляется фракция грубых эгоистов, а наиболее распространены среди учеников старших классов – умеренные эгоисты (50 %).
Построение профильных портретов старшеклассников каждого типа констатировало: альтруисты наименее самовлюбленные – данная характеристика в среднем проявляется в 7 %, «мягкие» эгоисты чаще всего ждут понимания от окружающих, не умеют сделать шаг навстречу, у данных категорий эта характеристика проявляется в 58 %, для умеренных эгоистов характерно ожидание помощи от других и непонимание, что сам можешь ее кому-то оказать (67 %), грубые эгоисты характеризуются неспособностью увидеть чужую точку зрения (78 %), в свою очередь крайние эгоисты шокирующе самовлюбленны (данная характеристика проявляется в 84 %). При этом всем эгоистам в той или иной степени присущи жадность, чревоугодие, сластолюбие, своекорыстие, несправедливость, немилосердие, гордость, тщеславие.
И. Тургенев говорил: «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают». К первому разряду с уверенностью можно отнести альтруистов и «мягких» эгоистов, ко второму и третьему ─ «умеренных», «грубых» и «крайних» эгоистов. Первый разряд представляют подростки, воспитанные в духе «общественное важнее личного». Чаще всего такого ребенка со сниженным уровнем эгоизма любят окружающие – он готов прийти на помощь, выслушать, отодвинуть свои интересы на задний план. Но, как ни парадоксально, его одновременно мало ценят как личность, что очень важно для подростков. Последние два разряда эгоистов, по классификации И. Тургенева, рано или поздно в разной степени столкнутся с отчуждением. Окружающие поймут, что в отношениях с ними не стоит заходить дальше поверхностных контактов, в коллективе их не любят, а «второй половине» игра в одни ворота тоже рано или поздно надоедает. Cо временем они начинают ощущать себя чужими в обществе и считать, что появляются на свет и умирают не по своей воле, а многое в их жизни определяется родителями, учителями, начальниками и независимыми от них социоисторическими факторами.
Крайним выражением эгоизма, присущим людям всех возрастных групп, согласно нашему исследованию (а это 9 % респондентов), является эгоцентризм. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим–Бад эгоцентризм (от лат. еgo – я и centrum– центр) понимается, как позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека [1, c. 498].
Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы и результаты собственного позволяют нам утверждать, что эгоизм присущ всем психически здоровым людям. Эгоизм – это не плохая или хорошая оценка, а свойство характера, которое может быть развито в большей или меньшей степени. Любовь к себе – в разумных пределах – присуща любому нормальному человеку. А значит нелепо осуждать кого-то за наличие эгоизма: осуждать можно лишь ту степень, в которой он проявляется. Вместе с тем необходима разработка правильной программы по преодолению и снижению уровня эгоистичности детей всех возрастных категорий, так как, то, каким образом подросток социализируется в обществе в свои 11–18 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении и на ситуации общества в целом.
Список литературы
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим–Бад; редкол.: М.М. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. – 2003. – 528 с.
2. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Поздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 280 c.