Ориентация на формирование и развитие целостной личности, обладающей качествами гражданина–патриота, способной ответственно и осознанно выполнять свои гражданские обязанности, является одной из характерных черт национального образования в Республике Беларусь.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания студентов являются такими же значимыми для высших учебных заведений, как и формирование у будущих специалистов социально-профессиональных компетенций, носят комплексный, системный характер и нацелены на решение следующих задач:
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
- формирование у молодых людей культурных, нравственных, патриотических ценностей;
- осознание и принятие студенческой молодежью идеалов белорусского общества и государства;
- создание в вузе условий для творческой и профессиональной самореализации личности студента;
- укрепление и развитие лучших традиций вуза.
Между тем анализ научной литературы и педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что в современном педагогическом знании проблема имиджмейкинга белорусского студента исследована недостаточно.
В переводе с английского «image» означает «образ», «изображение». Под «имиджем» понимают искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой информации и психологического воздействия.
До недавнего времени данное понятие широко использовалось преимущественно в политических или экономических кругах. В электоральных технологиях «имидж» означает сформировавшийся у потенциальных избирателей устойчивый, в основном эмоциональный, образ политика, некий стереотип. Этот образ включает в себя сплав представлений электората о внешности, личностных и деловых качествах, биографии, семейном положении, взглядах и убеждениях, профессии и должности политического кандидата.
В экономической сфере «имидж» создается рекламой с целью формирования в массовом сознании определенного отношения к товару, способствующего к его успешному продвижению на рынке. Зачастую, имидж товара сочетает как реальные, так и несуществующие, приписываемые свойства и качества.
С педагогической точки зрения, имидж студента может рассматриваться как желаемый позитивный перфект-образ воспитанника, обладающий определенными личностными, деловыми, профессиональными и гражданскими качествами, идеал, к которому нужно стремиться в процессе воспитания и самовоспитания.
По нашему мнению, имиджмейкинг современного белорусского студента определяется внешними и внутренними факторами. К внешним факторам мы относим конкретно-исторические условия развития Республики Беларусь на современном этапе, характеризующегося социальными, экономическими, культурными, идеологическими преобразованиями, ориентацией государства на инновационный курс развития всех сфер жизни.
Конкретно-исторические условия задают специфику государственному социальному заказу на подготовку будущих специалистов, находящему свое отражение в законодательных актах и нормативно-правовых документах Министерства образования Республики Беларусь. В частности, в образовательных стандартах нового поколения четко прописаны требования к личности выпускника с позиций компетентностного подхода. Акцентируется внимание на то, какими академическими, личностно-социальными и профессиональными компетенциями должен обладать будущий специалист, чтобы соответствовать реалиям времени.
К внутренним факторам мы относим специфику конкретного высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку специалистов с высшим образованием, его традиции и уклад, те духовно-нравственные и ценностные ориентиры, которые определяют взаимоотношения и характер взаимодействия субъектов воспитания.
Анализ научной литературы, образовательных стандартов, личный педагогический опыт позволяют выделить следующие основные характеристики, определяющие имидж современного студента вуза:
1. Гражданственность и патриотизм, любовь к малой родине, к своему учебному учреждению, стране, сопереживание событиям, происходящим в республике, гордость за ее социально-экономические достижения и историко-культурное наследие.
2. Гражданская активность, готовность внести свой позитивный вклад в социально-экономическое, политическое, духовно-нравственное развитие общества и государства посредством конструктивного социального партнерства с различными социальными и профессиональными группами, общественными организациями и институтами в решении насущных задач: содействие законности и правопорядку, профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни, благотворительная деятельность, волонтерство и т.д.
3. Лидерство, управленческие и организаторские способности, умение взять ответственность на себя, сплотить коллектив и повести единомышленников за собой, умение работать в команде и др.
4. Активная жизненная позиция, умение противостоять чуждому влиянию, негативным воздействиям окружающей среды, ориентироваться в информационных потоках, правильно оценивать и анализировать возникающие ситуации, отстаивать свою точку зрения и т.д.
5. Креативность, творческий подход к своей профессиональной деятельности, способность выйти за рамки стереотипов, найти нестандартное решение ситуации.
6. Инновационное мышление, готовность и способность управлять инновационными процессами, внести преобразования в науку, экономику, культуру.
7. Профессионализм, характеризующийся наличием прочной и глубокой теоретической подготовки по специальности и развитыми практическими навыками профессиональной деятельности.
Безусловно, данные нами характеристики имиджа современного белорусского студента носят субъективный характер и могут быть дополнены. В настоящей статье мы попытались дать авторское видение проблемы. По нашему мнению, проблема формирования имиджа студента заслуживает более пристального внимания педагогического сообщества и требует разработки теоретических оснований и технологического обеспечения процесса позитивного имиджмейкинга выпускника вуза.