В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский отмечал, что дружба – это школа воспитания человеческих чувств [1]. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования дружбы. «…Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств» [1, с. 50]. Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений.
Анализ работы ряда дошкольных учреждений г. Гродно на протяжении пяти лет (2007-2011) показал, что работа по формированию дружбы идет стихийно, отсутствует целенаправленная, систематическая, последовательная работа по формированию дружбы с детьми, отсутствует взаимодействие с родителями, педагоги не готовы к решению задач по данной теме [2; 3]. Изучение средств выявило не концептуальное использование мультипликационных фильмов, хотя они обладают огромной воспитательной силой. Современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд.
Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом.
На основе сделанных выводов, нами разработана комплексно-целевая программа «Фонарики дружбы», направленная на формирование дружбы у детей 4–6 лет, включающая цикл просмотра мультфильмов.
В своей работе мы соблюдали следующие принципы просмотра мультфильмов:
1. Выбор мультфильмов. В первую очередь старые отечественные мультфильмы. Преимущества их очевидны: хороший сюжет (экранизирована классика сказок и не очень известные, но хорошие произведения), качественное изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), красивая музыка (часто симфоническая), правильная речь героев, психологически здоровые (в отличие, например, от «Корпорации монстров»), нравственные (ценностями являются доброта, верность, смелость, дружба, любовь и т. д.). Ребенок должен получать качественную духовную пищу.
2. «Один новый, один старый». Каждый вечер мы смотрим два мультфильма: один новый, один старый. Новый мультфильм – каждый день один и тот же в течение, например, недели, а второй мультфильм дети выбирают сами из уже просмотренных ранее (как правило, выбирают тот, что был «новым» на предыдущей неделе). Таким образом, через многократные повторы ребенок запоминает мультфильм, выучивает обороты речи, запоминает песенки.
Если ребята просмотрели новый мультфильм один раз и больше не хотят? Такое редко, но бывает. Ничего страшного, пусть смотрят два мультфильма на выбор. В 3 года смотрим новый мультфильм раз в 4 дня (5, 10, 15, 20, 25 и 30 числа каждого месяца). В 4 года раз в 3 дня (3, 6, 9, 12, 15, 18 21, 24, 27 и 30 числа). В 5-6 лет– раз в 2 дня (каждое четное число).
3. Длительность одного мультипликационного сеанса – около 20 минут. В 3 года с этим проблем нет, т.к. почти все мультфильмы идут по 10 минут. Дальше продолжительность мультфильмов увеличивается, поэтому взрослым лучше самим контролировать время вечернего просмотра, чтобы в сумме ребенок сидел у экрана не более 20-30 минут. Длинные мультфильмы можно разбивать на 2-4 части.
4. Сначала читаем, потом смотрим. Чтение произведения предшествует просмотру мультфильма по нему. Почему? Во-первых, книга – как правило, первоисточник (за исключением книг по мультфильмам). Мультфильмы не всегда прямо следуют тексту, поэтому логичнее сначала ознакомиться с оригиналом, а затем с его интерпретацией. Кстати, если мультфильм заметно отличается от самого произведения, т.е. поставлен «по мотивам», очень интересно обсудить с детьми эти отличия: какие герои есть в мультфильме и отсутствуют в книге? как изменилась концовка? и т.д. Во-вторых, при чтении книги с опорой на картинки у детей работает воображение, тогда как мультфильм предлагает готовый видеоряд, и работа воображения блокируется. Поэтому лучше сначала дать детям возможность самим представить себе героев и сюжет книги, а затем предложить мультипликационный вариант.
5. Комментарии к мультфильмам. Как показывает опыт, детям далеко не всегда понятно происходящее в мультфильме, даже если он смотрит мультфильм по возрасту. Поэтому, чтобы не было «белых пятен» и мультфильм не превращался в простой просмотр непонятно чего, после первого просмотра имеет смысл спросить детей, все ли им понятно, и объяснить трудные места. Если «все непонятно», лучше просмотреть мультфильм в следующий раз вдвоем с комментариями взрослого. Таким образом, просмотр мультфильма получается одним из средств обогащения жизненного опыта ребенка.
В своей работе мы использовали мультфильмы советского периода, поскольку именно они содержат воспитательный потенциал, соответствующий поставленным в воспитании задачам, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе. Соответственно, мы систематизировали мультфильмы по возрастным периодам (таблица).
Таблица – Мультипликационные фильмы по формированию дружбы в дошкольном возрасте
Возраст детей | Названия мультфильмов | ||
Мультфильмы по русским народным сказкам: | Мультфильмы по авторским сказкам: | Другие мульфильмы: | |
«Почемучки мл.»
3-4 года |
1. Волк и семеро козлят на новый лад
2. Волчище – серый хвостище 3. Кот Котофеевич 4. Лиса и волк 5. Лиса и дрозд 6. Лиса и заяц 7. Медведь – липовая нога 8. Три мешка хитростей |
По сказкам Сутеева:
1. Две сказки («Яблоко» и «Палочка-выручалочка») 2. Дядя Миша 3. Кот-рыболов 4. Мешок яблок 5. Петух и краски 6. Разные колёса 7. Хвосты По сказкам Чуковского 1. Бибигон 2. Краденое солнце 3. Мойдодыр 4. Путаница 5. Тараканище 6. Телефон |
1.Бобик в гостях у Барбоса
2.Варежка 3.Верное средство 4.Весёлая карусель 5.Как львёнок и черепаха пели песню 6.Катерок 7.Котёнок по имени Гав 8.Паровозик из Ромашкова 9.Попался, который кусался! 10.Почему ушел котенок? 11.Умка 12.Ушастик и его друзья 13.Хочу бодаться! 14.Друзья в походе 15.Что такое хорошо и что такое плохо 16.Чучело-Мяучело 17. Маша и медведь. |
«Почемучки ст.»
4-5 лет |
1. Василиса Прекрасная
2. Гуси-лебеди 3. Зимовье зверей 4. Каша из топора 5. По щучьему веленью 6. Сестрица Аленушка и братец Иванушка 7. Хромая уточка 8. Цапля и журавль 9. Царевна-Лягушка |
По сказкам Чуковского
1. Айболит и Бармалей 2. Айболит и его звери По сказкам Андерсена 1. Дюймовочка 2. Золушка 3. Свинья-копилка |
1. А вы, друзья, как ни садитесь…
2. Братец Кролик и братец Лис 3. Бюро находок 4. Винни-Пух 5. Винтик и Шпунтик – весёлые мастера 6. Дом для Леопарда 7. Домовёнок Кузька 8. Ёжик и медвежонок 9. Карлсон 10. Каштанка 11. Кот в сапогах 12. Кошкин дом 13. Крокодил Гена и Чебурашка 14. Маугли 15. Муравьишка-хвастунишка 16. Незнайка учится 17. Обезьянки 18. Петя и Красная Шапочка 19. Приключения кузнечика Кузи 20. Простоквашино 21. 38 попугаев |
«Фантазеры»
5-6 лет |
Полнометражные мультфильмы по русским народным и авторским сказкам:
1. Аленький цветочек (по С. Аксакову) 2. Двенадцать месяцев (по С. Маршаку) 3. Конёк-Горбунок (по П. Ершову) 4. Приключения Буратино (по А. Толстому) 6. Синеглазка 7. Снегурочка (по А. Островскому) |
Мультфильмы по сказкам Пушкина: 1. Сказка о золотом петушке 2. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях 3. Сказка о попе и о работнике его Балде 4. Сказка о рыбаке и рыбке 5. Сказка о царе Салтане Мультфильмы по сказкам Андерсена: 1. Гадкий утёнок 2. Дикие лебеди 3. Русалочка 4. Свинопас 5. Снежная королева 6. Старый дом (Ю.Норштейн) |
Полнометражные мультфильмы по зарубежным авторским сказкам: 1. Белоснежка и семь гномов (по бр. Гримм) 2. Бемби (по Ф. Зальтену) 3. Заколдованный мальчик (по С. Лагерлёф «Чудесное путешествие на гусях» 4. Маугли (по Р. Киплингу) 5. Оленёнок Рудольф 6. Питер Пэн (по Д. Барри) |
Однако формировать дружеские отношения возможно лишь при взаимосвязанной работе педагогов и родителей. Нами разработан план работы с родителями на учебный год, включающий групповые беседы (например, «Воспитательный потенциал мультипликационных фильмов»), консультации (например, «Так какие же мультфильмы помогают нам воспитывать детей?», «Мультфильмы как средство воспитания….. или расстройства детской психики?» ,«Психическое здоровье дошкольника и телевидение»). Параллельно велась наглядно-просветительская работа: соответствующий материал был размещен в уголке родителей «Мультфильмы: вред или польза?», создана выставка дисков с мультфильмами. Также проходили совместные просмотры мультфильмов, с дальнейшим обсуждением вопроса, родители делились опытом семейного воспитания «Воспитание мультфильмами».
В течение внедрения программы нами отмечено, что дети через мультфильмы получали положительные эмоции, радовались, сопереживали, плакали. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могли отличать действительность от воображаемого, поэтому они доверяли мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимали те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Дети через мультфильмы учились, узнавали много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации. Выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинали подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.
Воспитывает не экран, а тот взрослый, кто больше других общается с малышом. Воспитывает своим примером: делом, словом, жизнью. Роль мультфильма в данном процессе – лишь вспомогательная, это всего лишь средство воспитания, как и книги, игрушки, пособия. Но мультфильм – средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи. Дети часто копируют поведение героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Многие сюжеты мультфильмов не раз обыгрываются детьми, закрепляя образ действия в тех или иных ситуациях. Именно поэтому детям нужна качественная экранная продукция: как в художественном, так и в нравственном плане. Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для формирования дружбы у детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: «Радянська школа», 1969.
- Валетова, О.В. Работа дошкольного учреждения по развитию дружбы между детьми старшего дошкольного возраста / О.В. Валетова // Эврика – 2010: сб. науч. ст.: в 2 ч. / ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. – Ч 1. – С. 246‑251.
- Валетова, О.В. Работа дошкольного учреждения по формированию дружбы у старших дошкольников / О.В. Валетова // Молодежь и наука: реальность и будущее: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Невинномысск / Невинномысский институт экономики, управления и права, 2010. ‑ С. 115‑117.