Данилова Е. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В 1-ОМ КЛАССЕ

В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность. Чтение –  это то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Читательские умения  –  это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

К концу первого класса у учащихся формируются основные читательские умения, а также такие компоненты техники чтения как осознанность, беглость, выразительность, правильность.

Следует отметить, что современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Поэтому современное образование предполагает деятельностный подход в обучении учащихся. Деятельностный подход в обучении подразумевает то, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности. В центре такого подхода находится ученик. Таким образом, задача учителя состоит в организации такой деятельности, которая соответствовала бы педагогическим моделям «учитель-ученик» или «ученик-ученик».

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, таких как: принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества [1].

Дипломное исследование непосредственно связано с научной темой кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания – «Модели коммуникативно-деятельностного подхода при изучении лингвистических дисциплин».

Мы попытались реализовать задачу – разработать и апробировать технологические карты уроков литературного чтения. Разработка карт происходила с учетом теоретических положений деятельностного подхода, общепедагогических принципов, таких как целенаправленность, гуманность, опора на положительное в человеке, принцип уважения личности ребенка, а также принцип сознательности и активности личности. Для организации разнообразных видов деятельности на уроках использовались различные методы и приемы обучения: словесные методы (рассказ, беседа), методы примера (родителей, знакомых, друзей и т.д.), методы организации учебной работы (создание ситуации, работа в парах), методы познавательной деятельности.

Разработка технологических карт осуществлялась в соответствии с такими пунктами как: этап работы, триединая дидактическая задача этапа, методы и приемы работы, деятельность учителя, форма работы и деятельность учащихся. Тексты для работы (Р. Качанов «Про Машу», В. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»?»)  были взяты из букваря        Н. А. Сторожевой.

Так как немаловажную роль в развитии читательских умений играют навыки чтения (беглость, осознанность, выразительность и правильность), то, исходя из этого, работа с текстами в первом классе осуществлялась с учетом совершенствования вышеупомянутых навыков.

Проверка навыков чтения осуществляется через чтение учеником вслух, понимание текста через аудирование и чтение про себя, также проверяется умение учащихся читать наизусть. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Осознанность чтения –  это понимание прочитанного текста. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста.

После прочтения текста осознание прочитанного учащимися проверялось с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задавались учителем как устно, так и письменно на доске. Вопросы также можно написать на индивидуальных карточках и предложить их выполнить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке, например, расположить вопросы по порядку содержания текста; зачитать ответ на второй вопрос; поставить вопросы ко второму абзацу текста; пересказать текст (или часть текста) по вопросам.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» – многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. С этой целью учащимся нужно научиться развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния; выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание); ставить логическое ударение в предложении. Наиболее эффективным приемом проверки выразительности чтения является чтение по ролям, по лицам.

Для развития правильности чтения использовались упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, и, соответственно, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; “Назови картинки”, где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют.

Для проверки беглости и правильности учащимся предлагается чтение текста вслух.

Таким образом, на одном тексте можно совершенствовать несколько навыков, а также постепенно и умений, проверить, как учащиеся справляются с пониманием прочитанного и умением работать с информацией.

Ответы учащихся оценивались по трехбалльной шкале по разработанным критериям. В зависимости от правильности и полноты и в зависимости от количества набранных баллов определялся уровень сформированности представленных навыков чтения (высокий, средний, низкий). По результатам диагностирования была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

В ходе исследования подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения.

По результатам исследования практически все учащиеся показали хорошие результаты. Следует отметить, что многое зависит от того, что дети индивидуально усваивают программный материал, и с некоторыми из них нужно работать индивидуально.

 

Список литературы

  1. Конченко, Н. И. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы / Н. И. Конченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/418413/. − Дата доступа: 30.03.2012
  2. Кузнецова, Л. Деятельностный подход в обучении младших школьников / Л. Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dgerela.at.ua/publ/metodichka/dejatelnostnyj_pokhod_v_obuchenii_ mladshikh_ shkolnikov/2-1-0-70. − Дата доступа: 30.03.2012
  3. Начальная школа, 1кл.: примерное календарно-тематическое планирование: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / О. И. Тиринова [и др.]. – Минск: НИО: Аверсэв, 2011. – 271 с.
  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» − М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>