Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.
Под речевым этикетом принято понимать «регулирующие правила речевого поведения, систему национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [1, с. 28].
Речевой этикет всегда привязан к ситуации речевого общения и ее параметрам. Он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается.
Речевая ситуация – сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании (тексте) [2, с. 37]. Но речевую ситуацию можно представить в более упрощённой форме: «думай, кому, что, как, где, зачем говорить и какие из этого возникнут последствия». Иначе говоря, речевая ситуация складывается из элементов кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем и др. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться «кто» – говорящий. Он говорит «кому» – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чем». Речевой акт происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Наконец, должен быть мотив речевого действия – «почему» и цель – «зачем». Ясно, что все это совершается при помощи определенного кода – в нашем случае естественного языка. Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум этими элементами – внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном счете выражается в той или иной фразе [3].
Речевая ситуация может быть разнообразной. Т.Г. Михальчук в своём пособии «Практикум по речевому этикету» предлагает следующую классификацию ситуаций речевого общения: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство и представление, просьба, совет и предложение, согласие/несогласие с мнением собеседника, извинение, приглашение, комплимент, поздравление, благодарность, прощание.
Предметом нашего исследования является речевая ситуация несогласия с мнением собеседника.
В марте 2012 г. в ходе педагогической практики нами был проведён формирующий эксперимент в 3 «Б» классе СШ № 32 г. Гродно. Суть данного эксперимента заключалась в следующем. На протяжении всей педагогической практики велась работа по формированию у учащихся представлений о формулах речевого этикета в ситуации несогласия с мнением собеседника. Была разработана система воспитательных мер:
• искусственное создание спорных ситуаций на различных уроках (в большей степени на уроках литературного чтения) и последующее наблюдение за учащимися, вступающими в спор;
• индивидуальные беседы с учащимися, которые были замечены в ситуациях спора;
• воспитательное мероприятие «Учимся спорить с достоинством!»
Подробнее рассмотрим воспитательное мероприятие «Учимся спорить с достоинством!», так как оно явилось главным звеном во всём формирующем эксперименте. Данное мероприятие было направлено на решение следующих задач:
- дать учащимся понятие о формулах речевого этикета в ситуации несогласия с чужим мнением;
- познакомить с правилами поведения в данной речевой ситуации;
- развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику;
- воспитание культурной личности.
Обучая школьников речевому этикету в ситуации несогласия с мнением собеседника, мы задействовали такие приёмы, как: работа со словарём, работа над проблемной ситуацией, анализ художественного произведения, инсценировка речевых ситуаций, работа с таблицей.
Занятие начали с вопроса «Приходилось ли Вам когда-либо спорить?» и предложили учащимся рассказать об их последнем споре. По рассказам ребят определили, что они не разграничивают понятия «спор» и «ссора».
Далее приступили к работе над семантикой этих слов:
• Спор — это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
• Ссора — это состояние взаимной вражды, размолвка.
В результате учащиеся пришли с помощью учителя к выводу о том, что понятия «спор» и «ссора» не тождественны, а являются логическим продолжением друг друга: из спора может зародиться ссора.
Далее нами были использованы задания, предложенные Т.А. Ладыженской [4]:
На доске записаны фразы и размещены рисунки с портретами мальчиков.
- Мои знакомые мальчики, Вова и Толик, часто используют в речи следующие фразы:
А) Толик: Я не во всем с тобой согласен…; Я постараюсь убедить тебя…; Давай подумаем вместе…
Б) Вова: Ты говоришь чепуху…; Ты думаешь, когда говоришь? Ну, что ты мелешь?
- Как вы думаете, кто вежливее? У кого из них больше шансов убедить собеседника? Почему?
- Давайте подумаем вместе: Когда вежливый человек что-то доказывает, спорит, он нередко употребляет слова «Я думаю…», «Мне кажется…», «По- моему…». Почему именно эти слова?
- А как поступаете вы, когда не можете согласиться с тем, что вам говорят? Какие слова вы используете?
Очень важно, чтобы все предложенные варианты учитель записывал на доске. Это даст возможность учащимся не только воспринимать эти выражения на слух, но и зрительно. Затем предложенные варианты обсуждаются детьми, из них выбираются корректные, такие, которые не могут привести к ссоре. И в итоге оформляется таблица с выражениями, которые не противоречат нормам речевого этикета.
Далее мы предложили учащимся разыграть речевые ситуации. Но сначала их нужно было откорректировать в соответствии с нормами речевого этикета, используя выражения, оформленные ранее в таблицу. Например, были предложены следующие ситуации: 1) «Контрольная по математике была ужасно сложная!» – «Дурак ты, Вася! Проще ее не придумаешь!» 2) «Какая интересная книга!» – «Ты, что! Сумасшедшая!? Это самая глупая книга, которую я когда-либо читал». 3) « Я очень люблю эти конфеты!» – « Да, ты что! Их есть невозможно, у тебя нет вкуса!»
Итоги мероприятия мы подвели в шутливой форме: в виде письма от Приятной собеседницы Тёти Свинки, в котором она даёт советы о том, как правильно вести спор. Данные советы ещё раз повторяются вместе с учащимися, и выделяется тот, который, по мнению ребят, является самым главным.
До проведения формирующего эксперимента нами было проведено анкетирование учащихся, с целью выявления уровня владения нормами речевого этикета в ситуации несогласия с мнением собеседника. В заключение всего формирующего эксперимента будет проведена подобная анкета. После чего данные будут сопоставлены, и мы сможем определить эффективность проделанной работы.
Итак, ситуация несогласия с мнением собеседника возникает очень часто и в любом возрасте. Не существует ни одного человека, которому не приходилось бы спорить, в том числе и ребёнку, ведь жизнь преподносит немало спорных ситуаций, которые необходимо решить конструктивно и в соответствии с нормами этикета. Дети же зачастую не имеют достаточного уровня знаний о речевом этикете и этикете в целом. Поэтому необходимо формировать правильное речевое поведение уже в начальной школе, так как именно младший школьный возраст является благоприятной почвой для заложения основы нормативного речевого поведения в любой речевой ситуации, и этот шанс не стоит упускать.
Список литературы
- Формановская, Н.И. О речевом этикете / Н.И. Формановская // Русская словесность. – 2001. – № 1. – С. 63–68.
- Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Высш. шк., 1989. – 156 с.
- Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
- Ладыженская, Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: методические рекомендации / Т.А. Ладыженская. – М.: Баллас С – Инфо, 1996. – 112 с.