Янковская С.А. ГЛАГОЛЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЕДИНИЦ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Как известно, словообразовательное гнездо – это комплексная единица синхронного словообразования, которая объединяет единицы разных уровней и разной сложности. Словообразовательное гнездо объединяет все однокоренные слова, находящиеся в отношениях прямой и опосредованной производности. Заслуживающим внимания объектом исследования, которому и посвящена настоящая статья, является выявление закономерностей взаимосвязи лексической семантики определенного типа (в данном случае, семантики эмоционального состояния) с лексико-грамматическими разрядами слов (глаголы, существительные, прилагательные), находящихся на разных ступенях производности в составе тех или иных фрагментов словообразовательного гнезда.

Глаголы эмоционального состояния как семантическая группа слов в качестве исходного слова в словообразовательных гнездах имеют слова, принадлежащие к разным частям речи. Исходным словом словообразовательных гнезд глаголов данной семантической группы может быть субстантив. Так, например, глаголы эмоционального состояния бесить, блажить, волновать, грустить, печалить, покоить, скорбеть, стыдить, тосковать являются производными от следующих субстантивов, являющихся вершинами словообразовательных гнезд: бес - бесить, блажь - блажить, волна - волновать, грусть - грустить, печаль - печалить, покой – покоить, скорбь - скорбеть, стыд - стыдить, тоска – тосковать. Однако ряд субстантивов русского языка не могут выступить в качестве производящего слова для образования словообразовательной цепочки, в которой производным словом будет являться глагол эмоционального состояния. Так, номинация страсть является носителем семантики эмоционального состояния: страсть – ‘сильное чувство; страдание, ужас’ (в первом значении), однако образование глагола для выражения значения эмоционального состояния от данной единицы невозможно.

Ряд других примеров из словообразовательного словаря А.Н.Тихонова позволяет утверждать, что наряду с субстантивом в качестве исходного слова словообразовательных гнезд глаголов эмоционального состояния может быть и адъектив. Ср. глаголы гордиться, нежничать, для которых исходным словом (вершиной) словообразовательного гнезда являются адъективные формы гордый, нежный: гордый – гордиться, нежный – нежничать.

Самыми частотными для глаголов эмоционального состояния являются словообразовательные гнезда, вершиной которых являются глагол. Так, например, глаголы эмоционального состояния восторгать, восхитить, впечатлять, любить, насладить, негодовать, недомогать, недоумевать, раздражать, сомневаться, страдать, томить, уныть являются вершинами словообразовательных гнезд, передающих семантику того или иного эмоционального состояния субъекта.

Словообразовательные гнезда отсубстантивного типа в качестве исходного слова (вершины) имеют единицу с семантикой состояния, ср.: горе (для глагола горевать), грусть (для глагола грустить), печаль (для глагола печалиться), скорбь (для глагола скорбеть), стыд (для глагола стыдиться). Однако в некоторых случаях наблюдается совсем иное явление. Так, например, глагол эмоционального состояния волновать А.Н. Тихонов включает в следующую словообразовательную цепочку: волна (I, водяной вал) – волновать(I) – волноваться(II) – … Данный пример иллюстрирует отсутствие семантической связи между компонентами словообразовательной цепочки – исходным словом волна и производным от него глаголом эмоционального состояния волновать. Об отсутствии такой семантической связи говорят и другие примеры. Так, например, глагол бесить и префиксальные и постфиксальные производные обозначают эмоциональное состояние субъекта (бесить ‘приводить в сильное раздражение, гнев, исступление’). Исходное слово словообразовательного гнезда бес имеет отношение не к выражению эмоционального состояния субъекта, а к характеристикам человека: бес ‘О проворном, ловком, быстром в движениях человеке и животном’; перен. ‘Об умном, находчивом человеке’. В подобных случаях значение глаголов либо совсем не связано со значениями исходных слов-вершин словообразовательного гнезда, либо базируется на их переносных значениях, определенной сочетаемости (сравните: Ее захватила волна чувств).

Производным глаголам эмоционального состояния с исходным словом – субстантивом словообразовательного гнезда свойственно выражать значение одноактного действия. Реализация подобного значения осуществляется не на первых ступенях словообразования посредством суффикса –ну-, ср.: тоска – тосковать(I) – встосковать(II) – встосковаться(III) – встоскнуться(IV); грусть – грустить(I) – сгрустнуть(II).

Редкими иллюстрациями отсубстантивных словообразовательных гнезд с семантикой эмоционального состояния являются примеры  производных, которые реализуют значение «тот, кто переживает то или иное чувство». В таких примерах словообразовательная цепочка представляет вид: исходное слово-субстантив – субстантив со значением «тот, кто переживает то или иное чувство, ср: горе – горюн (м. разг.-сниж.  Тот, кто горюет, постоянно испытывает горе, бедствия, нужду). Сравните следующие исходные слова словообразовательных гнезд  с семантикой состояния: грусть, печаль, скорбь, стыд, тоска. Образование субстантивной зоны, представляющей значение «тот, кто переживает то или иное чувство» посредством суффикса –юн-(-ун-), для данных номинаций ограничено, ср.: грустюн?, печалюн?, скорбюн?, стыдун?, тоскун?. Возникшие словообразовательные лакуны со значением лица в подобных случаях могут быть заполнены посредством аналитических сочетаний: (тот), кто переживает грусть; (тот), кто переживает печаль; (тот), кто переживает скорбь; (тот), кто переживает стыд; (тот), кто испытывает чувство тоски.

Словообразовательные гнезда отсубстантивного и адъективного типов в редких случаях содержат примеры производных единиц, представляющих градацию степени проявления признака. Так, например, словообразовательная цепочка грусть – грустный(I) – грустно, прегрустный(II) – грустновато, грустненько, грустнешёнько, грустнёхонько(III); гордый – прегордый(I) иллюстрирует степень проявления признака от меньшего к большему. Словообразовательным формантом, выражающим значение максимального проявления признака, является префикс пре-, а значение неполноты проявления эмоционального состояния реализуется посредством суффикса –оват-.

Префиксальным глагольным номинациям эмоционального состояния свойственна двойная соотносенность с производящей единицей-субстантивом. Так, например, глагол сбеситься имеет отношение к двум словообразовательным цепочкам: бес – бесить(I) – беситься(II) – сбеситься(III) и бес – бесить(I) – сбесить(II) – сбеситься(III). Такие факты свидетельствуют о множественности словообразовательной структуры глагола эмоционального состояния сбеситься и позволяют говорить о двух возможных способах его образования. Первая словообразовательная цепочка иллюстрирует пример префиксального способа словообразования, вторая же – постфиксального. Это же свойственно словообразовательным цепочкам отсубстантивного типа с исходными словами волна, покой, стыд. Ср.: волна – волновать(I) – волноваться(II) – взволноваться, заволноваться, переволноваться, поволноваться, разволноваться(III) и волна – волновать(I) – взволновать, заволновать, переволновать, поволновать, разволновать(II) – взволноваться, заволноваться, переволноваться, поволноваться, разволноваться(III); покой – беспокоить(I) – беспокоиться(II) – обеспокоиться(III) и покой – беспокоить(I) – обеспокоить(II) – обеспокоиться(III); стыд – стыдить(I) – стыдиться(II) – застыдиться, постыдиться(III) и стыд – стыдить(I) – застыдить, постыдить(II) – застыдиться, постыдиться(III).

Производными словообразовательных гнезд отадъективного типа в большинстве своих случаев являются префиксальные глаголы эмоционального состояния и в редких случаях прилагательные и наречия с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые образуют адъективную и адвербиальную зону, ср.: нежный – нежненький(I) – нежненько(II) и нежный – нежно(I) – нежненько(II). Один из членов словообразовательной пары отадъективных словообразовательных гнезд реализует значение становления признака. Так, например, в словообразовательных парах нежный – нежнеть(I), гордый – гордеть(I) глагол эмоционального состояния является носителем значения ‘становиться каким’: нежнеть – становиться нежным, гордеть – становиться гордым.

Словообразовательные гнезда, вершиной которых является глагол эмоционального состояния, на первой ступени словообразования зачастую имеют глагольные формы, которые находятся в оппозиции «каузатив/декаузатив». Внутри словообразовательного гнезда морфемно отмеченным является декаузатив. Сравните следующие формы, образованные на первой ступени словообразования: восторгать – восторгаться(I), восхитить – восхититься(I), насладить – насладиться(I), раздражать – раздражаться(I), томить – томиться(I).  Глаголы эмоционального состояния, которые послужили исходной единицей (вершиной) для образования словообразовательного гнезда, означают побуждение объекта совершить действие или вступить в новое состояние, а потому выражают значение каузатива. Постфикс –ся у глаголов первой ступени словообразования является показателем значения декаузатива: восторгаться, восхититься, насладиться, раздражаться, томиться. Образование декаузатива возможно также и на 2 ступени словообразования.  Так, например, глаголы истомить, притомить, растомить, утомить(I) образуют декаузатив на второй ступени словообразования: томить – истомить(I) – истомиться(II), томить – притомить(I) – притомиться(II), томить – растомить(I) – растомиться(II), томить – утомить(I) – утомиться(II). Ряд глаголов эмоционального состояния выражают декаузатив на нулевой ступени словообразования, являясь вершинами словообразовательных гнезд. В данном случае можно говорить о морфемно неотмеченном декаузативе. Сравните глаголы негодовать, недоумевать, страдать, уныть, которые представляют словообразовательные гнезда, для которых характерно отсутствие глагольных единиц, выражающих значение каузативности. В таких случаях оппозицию «каузатив/декаузатив» образуют аналитическое сочетание и глагол, ср.: приводить в состояние негодования – негодовать (находиться в состоянии негодования), приводить в состояние недоумения – недоумевать (находиться в состоянии недоумения), привести в состояние уныния – уныть (находиться в состоянии уныния).

Особенностью отглагольных словообразовательных гнезд является наличие на первой ступени словообразования субстантивной формы, выражающей семантику чувства и являющимися синтаксическими дериватами по отношению к глаголу-вершине  словообразовательного гнезда. Ср.: восторгать – восторг, восхитить – восхищение, насладить – наслаждение, негодовать – негодование, недомогать – недомогание, недоумевать – недоумение, раздражать – раздражение, сомневаться – сомнение, страдать – страдание, томиться – томление, уныть – уныние.  Такие субстантивные формы образованы от глаголов эмоционального состояния посредством суффикса –иj-, указывающего на отвлеченное понятие. От полученных производных субстантивов с семантикой отвлеченного действия/состояния на второй-третьей ступенях словообразования можно образовать новые производные – субстантивы, адъективы и наречия,  например: насладить – наслаждение(I) – самонаслаждение(II), недоумевать – недоумение(I) – недоуменный(II) – недоуменно, недоуменность(III); сомневаться – сомнение(I) – несомненный(II)- несомненно, несомненность(III).

Таким образом, глаголы эмоционального состояния с различной морфемной структурой, производные и непроизводные, находящиеся на различных ступенях словообразования активно взаимодействуют со словами иных лексико-грамматических классов в составе различных звеньев деривационных объединений родственных единиц.

 

Список литературы

  1. Авилова, Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова / Н.С. Авилова. – М.: Наука, 1976. – 328 с.
  2. Земская, Е.А. Типы одновидовых приставочных глаголов в современном русском языке / Е.А. Земская // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – С. 5 – 41.
  3. Тихонов, А.Н. Гнездо однокоренных слов как многоуровневая единица языка / А.Н. Тихонов // Актуальные проблемы русского словообразования. Тезисы: V республиканской научно-творческой конференции. – Гродно: ГрГУ, 1987. – Ч.1. – С.3-8.
  4. Тихонов, А.Н. Лексическое гнездо в современном русском языке: монография / А.Н. Тихонов. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. – 270 с.
  5. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь: в 2 т. / А.Н.Тихонов. -М.: Русский язык, 1985.-Т.1-2.
  6. Улуханов, И.С. Словообразовательная семантика в русском языке / И.С. Улуханов. – М.: Наука, 1977. – 256 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>