Гречко И.В. ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ ПЕДАГОГА

Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства.

На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась определенная ассоциация определенным цветом. Например, римляне и египтяне соотносили черный цвет с печалью и скорбью, белый цвет – с чистотой, однако в Китае и Японии белый цвет – символ скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме напротив, печаль ассоциировалась с желтым, а в Иране – с синим.

Выбор цвета одежды для учителя очень важен в его имидже.  Меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, педагог может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.

Сам по себе цвет обладает огромной силой, воздействуя на наше настроение и чувства. М. Люшером был сделан важный вывод – цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

У каждого цвета есть две стороны: одна характеризует внутреннее состояние человека, а вторая ориентирована на внешнее впечатление, которое необходимо создать. Психологи считают, что оденут с утра темную одежду скорее всего те, кто в плохом настроении. По цветовой концепции, выработанной Гете – темный цвет успокаивает, поэтому, возможно, взбудораженный человек подсознательно ищет умиротворения в этой цветовой гамме [1].

Начнем с двух контрастных цветов одежды, сочетание которых очень распространено в деловой сфере: белого и черного.

Белый – цвет чистоты и ясности. Несмотря на то, что он является самым светлым в цветовой палитре, белый – довольно строгий цвет. Белый цвет помогает сконцентрироваться, включится в рабочую атмосферу, придумывать новые идеи, ведь его недаром считают цветом мудрости. В сочетании с другими цветами он создает активное и деятельное настроение. Но помните, что белый – также цвет льда и снега. Его избыток в одежде может создавать вокруг вас атмосферу стерильности, холодности и отчужденности, отпугивающую людей.

Черный – несомненно, один из самых элегантных цветов. Широко распространено мнение, что одежда черного цвета старит и делает человека мрачнее. На самом деле, такой эффект создает лишь переизбыток черного в одежде. При правильном же употреблении этот благородный цвет сделает ваш облик – особенно глаза и лицо – более выразительным, черный деловой костюм поможет создать имидж авторитетной и дисциплинированной женщины. Только не забывайте “разбавлять” его более яркими предметами одежды или аксессуарами других цветов.

В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного

Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.

Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозировано.

С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.

Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.

С целью изучения мнения учеников и учителей в отношении цвета одежды педагогов  нами в 2011 – 2012 учебном году на базе школ Гродно было проведено собственное исследование.

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Мнение учащихся о цвете одежды педагога

Большинство учащихся отдают предпочтение темным цветам: черным, коричневым, синим. По их мнению, темные цвета ассоциируются со зрелостью, мудростью и опытом педагога. 1/3 школьников считают, что важное место в гардеробе будущего учителя должны занимать светлые тона, в том числе и белый цвет. Учащиеся рекомендуют педагогам чаще обращаться к этим цветам. Меньше всего (5,6 %) ученикам нравится красный цвет, так как вызывает раздражительность и беспокойство.

Вместе с тем, мнение современных учащихся по вопросу цвета одежды педагога расходится с убеждениями современных учителей в данном контексте.

Аналогичное исследование среди учителей г. Гродно и Гродненской области выявило следующее (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Мнение учителей о цвете одежды педагога

56,2 % педагогов на первое место поставили бежевый цвет. Они считают, что данный цвет придаст им уверенности в себе и спокойствия. На втором месте у педагогов оказался серый цвет (54,7 %), так как этот цвет создает рабочую атмосферу и настраивает на положительный лад. 1/2 педагогов считают незаменим цветом в своей одежде – черный. По их мнению, это один из самых элегантных цветов. Далее идут белый, коричневый, фиолетовый, красный и другие цвета.

Если школьники на первое место в одежде педагога ставят черный цвет, то у учителей этот цвет находится лишь на третьем месте. Коричневый цвет, который учащиеся ставят на второе место, у педагогов оказывается, только на четвертом месте.

Таким образом, педагогу рекомендуется использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж [2, с.33].

 

Список литературы

  1. Психология цвета в одежде [Электронный ресурс] // SunHi.Ru – Солнечный журнал.. – Режим доступа: http://sunhi.ru/psihologiya/ psihologiya-cveta-v-odezhde.html. – Дата доступа: 29.03.2012.
  2. Попова, Ж.Г. Имидж учителя начальной школы: какой цвет выбрать? / Ж.Г. Попова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 30 – 33.
Запись опубликована в рубрике Имидж современного специалиста, студента, ученика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>