Образовательный процесс сегодня остро нуждается в реализации новых подходов к процессу обучения.
Огромный опыт работы в этом направлении накопили российские ученые, методисты и преподаватели, работая по программе 2100, главной идеей которой стало развивающее обучение. В данной работе мы хотели бы остановиться на новых подходах к изучению художественных произведений, так как накопленный опыт российских школ должен, на наш взгляд, внимательно изучаться и внедряться, поскольку имеются неоспоримые положительные результаты работы по-новому. Так «по итогам исследований PIRLS2006 года российские четвероклассники возглавили лидирующую группу стран и показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста» [1, с 7]
Программа «Школа 2100» базируется на теории развивающего обучения, достаточно обоснованного в педагогике и психологии. Ещё в начале 30-х гг. выдающийся русский психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка как на свою непосредственную основную цель. Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым в 50-х – 60-х гг. Однако наиболее полно и последовательно идеи Л.С. Выготского были развиты в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.). Свой развёрнутый вид концепция развивающего обучения приобрела в итоге ряда исследований, осуществлённых в 60-е – 80-е гг. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В конце 80-х гг. развернулась интенсивная работа по практической реализации этой концепции. Разработаны и опубликованы программы развивающего обучения в 1 – 5 классах, начато издание соответствующих учебников и методических пособий, развёрнулась работа по целевой переподготовке учителей, приступающих к обучению по этим программам. Именно тогда существенные изменения претерпела методика изучения художественного текста. [4, с 4]
Знакомство маленьких читателей с художественным текстом основывается на специфике организации художественного текста. Эти новые подходы строятся на основе закономерностей построения художественного произведения и базируются на открытиях в области теории текста (М.М. Бахтин, И.В. Арнольд, Ю.М. Лотман и др.). Ключевая мысль этой теории – сотворческие отношения читателя и писателя
Психологические основы обучения глубокому пониманию текста подробно изложены в работах Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой. По мнению этих авторов, восприятие текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать оставленные автором «сигналы», обращенные к нему, во-вторых, уметь на них реагировать. Только тогда читатель сможет, вживаясь в созданный автором мир, непосредственно сопереживая герою, попробовать увидеть все происходящее «глазами автора» и одновременно выработать свою точку зрения, сопоставив ее с авторской. Этот процесс М.М.Бахтин назвал «сотворчеством понимающих» [2, с 42]
Сегодня в России работают по авторским и коллективным программам изучения литературы как предмета эстетического цикла. Именно с таким названием предлагают свою программу изучения литературы в начальных классах московские методисты и педагоги Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская. Основная задача курса сводится к воспитанию «эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях» [3, с 59].
Сотрудники Харьковской лаборатории В.В. Левин, А.В. Охрименко, Л. Войнович работают по программе Начального Литературного Образования – НЛО. Программа учитывает логику освоения художественного произведения в ходе общего развития ребенка. С этой точки зрения она глубоко психологична. Авторы программы указывают, что в основе данной программы лежит концепция «Приобщения к искусству». Основная цель программы – сформировать у ребёнка потребность в чтении художественной литературы и способность полноценно (для своёго возраста) воспринимать прочитанное [7].
На таких же основах построена методика Н.Н. Светловской. Правильная читательская деятельность, по Н.Н.Светловской, «представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми художественного произведения (до чтения, в процессе чтения и после чтения)». Её методика направлена на формирование навыка чтения, способов и приемов работы с текстом и книгой. Призвана обеспечить литературное развитие младших школьников, помочь выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения [5, с 51].
Новые подходы обогащают и учителя, и ученика. У учеников, благодаря грамотно организованной учителем деятельности ученика по освоению художественного произведения, происходит читательское и личностное развитие, дети учатся открывать новое в художественных произведениях и получают бесценный опыт освоения окружающего мира.
Список литературы
1. Бунеева, Е.В. «Концептуальные основы Образовательной системы «Школа 2100» и системный подход к подготовке студентов – будущих учителей// Е.В.Бунеева. /Начальная школа. Плюс до и после, 2008, №5, с.7 – 11.
2. Керимова, М.З. К проблеме преподавания литературы в начальной школе// З.М.Керимова / Начальная школа. Плюс до и после, 2008, №5, с.40-41
3. Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. Литература как предмет эстетического цикла для 1 класса трехлетней начальной школы / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская // Начальная школа. – 1997. – № 8. – С. 59.
4. Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение / Н.В. Репкина. – Томск: «Пеленг», 1993. – С. 4-5.
5. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 6. – С. 51
6. Соболева, О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя / О.В. Соболева, С.А. Дыбленко // Начальная школа. Плюс до и после. – 2002. – № 8. – С. 18–22.