Во все времена для достижения высоких результатов в своей деятельности педагог должен был обладать профессиональными знаниями и педагогическими умениями. Однако в современном мире этого становится недостаточно, возникает необходимость умения располагать к себе людей. Именно это и является для педагога основным мотивом для формирования имиджа.
Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [1]. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния – считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Исходя из этого, становится очевидным, что для учителя формирование имиджа является неотъемлемой частью его педагогической деятельности, так как вся работа педагога основывается главным образом на общении с людьми: коллегами, учениками и их родителями, администрацией школы и т.д. Для успешной деятельности в своей сфере учителю необходимо создать себе такой имидж, который отвечал бы всем запросам общества.
Но учителя далеко не всегда озадачены тем, какое впечатление они производят на окружающих, считая своей главной целью дать знания детям, при этом, не осознавая того, что при правильно сформированном имидже процесс обучения приобретает большую эффективность. А ведь имидж – своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника (по данным Н.В. Панферова). Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом [2].
Американским психологом Миллером было проведено исследование, в ходе которого он отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем.
Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% – при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее “Я” – ведущее из составляющих педагогического имиджа. Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», — пишет В.М. Шепель. Имидж необходимо постоянно подкреплять реальными крупными делами, иначе он будет искажаться или вообще изменится в не лучшую сторону. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
• высокая самооценка и уверенность в себе;
• вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
• социальная и личная ответственность [3].
Но для того чтобы успешно сформировать свой имидж, будущему педагогу необходимо заняться этим ещё будучи студентом. Нами было проведено исследование, которое было направлено, с одной стороны, на выявление того, как относятся студенты педагогических специальностей к профессии учителя в целом, с другой – на составление обобщённой картины имиджа учителя. С этой целью было проведено исследование среди 140 студентов педагогических специальностей Гродненского государственного университета имени Я. Купалы. В ходе исследования респондентам была предложена анкета, которая включала следующие вопросы:
1. Вы поступили в педагогический вуз, т.к. профессия педагога:
А. Престижна. Б. Востребована обществом. В. Лёгкая. Г. Трудная. Д. Предоставляет возможности для личностного роста. Е. Позволяет выразить собственное «Я». Ж. Имеет важное значение для социального и экономического развития общества. Другой ответ ________
2. Какие «плюсы» Вы видите для себя, если будете работать в сфере образования?
А. Возможность и необходимость постоянно совершенствоваться, работать над собой. Б. Ежегодный продолжительный отпуск в летнее время. В. Возможность постоянно общаться с молодежью (детьми). Г. Возможность внести личный вклад в формирование будущих поколений моей страны. Д. Возможность заниматься любимой наукой (предметом). Другой ответ ________
3. Какие «минусы» Вы видите для себя, если будете работать в сфере образования?
А. Практически не будет времени на личную жизнь. Б. Слишком большая занятость во внеурочное время. В. Значительные эмоциональные нагрузки, что может отрицательно сказаться на здоровье. Г. Ощущение постоянного контроля со стороны администрации и родителей учеников. Д. Мало возможностей для карьерного роста. Другой ответ __________
4. Каким образом изменилось Ваше мнение о педагогической профессии в процессе обучения в университете?
А. Понял(а), что это социально значимая, перспективная профессия, позволяющая занять достойное место в обществе, и убедился(ась) в правильности своего выбора. Б. Понял(а), что ничего хорошего в жизни не достигну, если буду работать в сфере образования. Убедился(ась) в том, что сделал(а) неверный профессиональный выбор. Другой ответ _________
5. Какие ассоциации у Вас вызывает словосочетание «педагогическая профессия»?
А. Уважаемый человек. Б. Социальная незащищенность. В. Социальная значимость. Г. Перспективность. Д. Скука. Е. Творчество. Другой ответ _____
6. Педагогическая профессия в последние годы становится:
А. Престижной. Б. Не престижной. Другой ответ ________
7. С каким видом профессиональной деятельности, кроме педагогической, Вы себя ассоциируете?
Студентам было предложено выбрать один или несколько ответов на каждый вопрос либо предложить свой. Анализ ответов на первый вопрос показал, что респонденты поступали на педагогические специальности, считая, что «профессия педагога имеет большое значение для социального и экономического развития общества», «эта профессия востребована обществом», «профессия педагога позволяет выразить собственное «Я». Что составило в процентном отношении от всех респондентов 35%, 23%, 29% соответственно.
При ответе на второй вопрос о достоинствах профессии педагога мнения разделились примерно поровну (40%) между вариантами «возможность общаться с молодежью (детьми)» и «возможность внести личный вклад в формирование будущих поколений».
В качестве отрицательных сторон профессии учителя большинство (59% опрошенных) указали большие эмоциональные нагрузки и около половины (40%) указали большую занятость во внеурочное время.
На вопрос о том, каким образом изменилось отношение студентов к педагогической профессии в процессе обучения в университете, 65% студентов ответили, что поняли социальную значимость профессии педагога и убедились в правильности своего выбора. При этом 20% опрошенных разочаровались в своём выборе.
На вопрос об ассоциациях к словосочетанию «педагогическая профессия» 50% студентов ответили, что ассоциируют его с творчеством и 34% – с социальной значимостью. В то время как только около 10% опрошенных дали ответы «перспективность» или «скука». 45% респондентов отметили, что в последнее время профессия учителя становится престижной, в то время, как 40% студентов считают, что престижность этой профессии снижается.
Отвечая на последний вопрос о том, с какими видами профессиональной деятельности, кроме педагогической, студенты себя ассоциируют, они отметили различные виды творческих профессий или просто писали «творческая деятельность», 21% указали научную деятельность, деятельность в области рекламы и PR.
Проанализировав результаты исследования, становится очевидным, что студенты осознанно выбрали педагогическую специальность, в то же время понимая, что необходимо поднимать её престиж в обществе. Будущие педагоги связывают повышение престижа своей профессии, прежде всего, с государственной поддержкой, однако отчётливо осознают, что имидж учителя в обществе складывается через отдельных представителей данной профессии, через вычленение отдельных типичных особенностей педагогов. Поэтому сами учителя заинтересованы в формировании своего положительного имиджа.
Подвести итоги можно высказыванием француза Поля Декурселя: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие выигрышного имиджа, это и должно отражаться в профессиональной деятельности учителя.
Список литературы
- Калюжный, А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие/ А.А. Калюжный. – Алматы: АГУ им. Абая, 1994. – 69 с.
- Капустина З. Имидж современного педагога/ З. Капустина //Учитель. – 2006 – №1. – С.59-61.
- http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy-publikatcii/vliianie-imidzha-uchitelia-na-formirovanie-imidzha-sovremennoi-shkoly.html Дата доступа: 03.04.2012