Артихович О.В. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК У УЧАЩИХСЯ 3 –ГО КЛАССА

Высокоорганизованная связная речь предполагает отсутствие  речевых  ошибок. Поэтому работа по устранению  и  предупреждению  речевых  ошибок является важной частью общей работы по  развитию  речи в процессе внеурочной деятельности [1].

Нами была поставлена цель: разработать комплекс упражнений по предупреждению и исправлению речевых ошибок, который ориентирует учеников на интерес к русскому языку, а также позволяет учителю сформировать навыки связной речи учащихся начальных классов. В ходе достижения цели учащимися 3 «Б» класса СШ № 13 г. Гродно был выполнен тест, который позволил выделить уровень сформированности речевых навыков, а также определить типичные речевые ошибки, допускаемые учащимися, которые посещают кружки по развитию речи (экспериментальная группа), и теми, кто не посещает (контрольная группа).

Анализ данных показал, что ученики контрольной  группы не  выполнили задания, которые были связаны с подбором синонимов и антонима к слову, поиском многозначных слов, составлением связного текста на заданную тему. В выступлениях детей не прослеживалась логичность, цельность, связность, языковая правильность  речи. А также в своей  речи  учащиеся употребляли простые несложные предложения, что свидетельствует о низком уровне словарного запаса и несформированности грамматических моделей. Необходимо отметить, что большая часть учеников экспериментальной группы  справилась с заданиями. В речи  учащихся прослеживалась содержательность. Свои предложения дети выстраивали последовательно, логично, точно, а также употребляли выразительные слова и словосочетания. Однако  некоторые ученики также допустили ошибки в подборе синонимов и антонима к слову, в поиске многозначных слов.

Таким образом, уровень сформированности речевых навыков у группы учащихся, которая не посещает кружки по развитию речи, невысокий, поэтому необходимо проводить специальную внеклассную работу в этом направлении, выполнять  комплекс упражнений, предупреждающий подобный вид ошибок в работах младших школьников, а также нужно привлечь всех учащихся к  посещению кружков по развитию речи.

Данный факт позволил, во-первых, разработать комплекс  упражнений по предупреждению и исправлению речевых ошибок, во-вторых, определить содержание внеклассного мероприятия по русскому языку.

Мероприятие «Путешествие в страну загадок», направленное на развитие речи, было проведено в форме классного практико-ориентированного творческого мини-проекта, цель которого состояла в том, чтобы показать всем детям,  как удивителен мир русского языка, как он богат. И, главным образом, заинтересовать учащихся мероприятиями такого рода, привлечь в последующем всех учеников к посещению кружков по развитию речи. В основе занятия лежала групповая деятельность детей, что способствовало формированию навыков совместной деятельности, умению общаться.

Отметим, что после проведения занятия – проекта «Путешествие в страну загадок»  все учащиеся  стали посещать кружок по развитию речи.

Так как большая часть  класса уже посещала кружок, первые занятия со всеми учениками было проведено в качественно иной форме: детям предлагался разработанный нами комплекс упражнений. Заинтересованность младших школьников обуславливалась тем, что все ученики хотели на следующих внеклассных мероприятиях отвечать правильно и активно участвовать в беседе.

Последовательность заданий комплекса  удовлетворяла принципу градуальности подачи материала: задания располагались с расширением объема информации и по нарастающей сложности (от простого к сложному). Они  разнообразны с точки зрения деятельности младших школьников.

Дидактический материал подбирался с учетом психологических особенностей детей данного возраста. Младший школьник запоминает всё необычное, яркое, удивительное и тайное.  В связи с этим упражнения были построены на основе загадок, сказок, рассказов, стихотворений; сопровождались записями на доске, показом сюжетных картинок, иллюстраций. В результате дети стали больше думать, размышлять, общаться, делать выводы. Многие учащиеся стали лучше успевать по предмету «Русский язык», так как наглядность играет большую роль в усвоении знаний младшего школьника. Все вышеуказанное вызвало у учащихся большой познавательный интерес.

При составлении комплекса упражнений, за основу была взята классификация упражнений, разработанная проф. Г.Н. Приступой [2], и наполнена своим содержанием.

В комплекс были включены следующие упражнения:

1. Пропедевтические, подготовительные

Примеры упражнений:

А) – Что означает употребляемое в этом в стихотворении слово морж? Какое ещё значение имеет это слово?

 

Я знаком с одним моржом.

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо,

Вместе ходим мы в кино.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

 

- Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.

Б) – Зачем лисице нужен был гребешок? Какие еще  имеет значения слово гребешок? Чем похож гребешок петуха на гребешок для расчесывания?

Встав на цыпочки, лисица: Расчешу я только хвост! -

За плетень во двор косится: А петух не так уж прост,

- Петушок, петушок, знает: что возьмёт лисица,

Дай на время гребешок! То назад не воротится!

(“Лисица и петух”. К. Кублинскас)

В) -Какие слова мы называем синонимами? Незнайка и его друзья приводили примеры слов синонимов. Давайте вспомним какие.

- Не обижайтесь, не сердитесь, не дуйтесь.

- В школе. Тут недалеко, совсем близко, рядом.

- Друзья, приятели, товарищи.

Данные упражнения обеспечили первичное восприятие слова, дали семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или явлением действительности.

2. Иллюстративные

Примеры упражнений:

А )- Выпишите из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок» предложение, в котором есть антонимы.

 

Тут  конёк  под ним забился,

Прыг на берег и пустился;

Только видно, как песок

Вьется вихорем у ног.

Едут  близко   ли , далеко,

Едут  низко   ли ,  высоко

И увидели ль кого -

Я не знаю ничего.


Б) - Рассмотрите таблицу “Пропавшие друзья”. К словам из левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого.

Удивительный     Пламя

Шустрый              Проказник

Шалун                  Пятно

Вредный              Ловкий

Огонь                   Поразительный

Клякса                  Товарищ

Друг                      Капризный

В) - Что общего у баранки (колечка, которое испечено из теста) и у баранки (руля автомобиля)? Какие еще значения имеет слово баранка? Почему шофёр не может съесть баранку?

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы да и съел!..

(“Баранка”. А. Шибаев)

Данные упражнения показали учащимся образцы употребления слова. Вставляя в предложение новое слово, повторяя вслух и записывая образцы словосочетаний и предложений, дети усвоили значение слова в конкретном контексте, овладели его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигли грамматику слова.

3. Основные, закрепительные

Примеры упражнений:

А) – Отгадайте загадку. Найдите и выпишите антонимы.

 

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится.

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.


Б) – Замените близкими по значению прилагательными выделенные слова: красивое (лицо), красивый (пейзаж), красивая(душа).

В) -  Послушайте рассказ Н. Сладкова «Лиса и заяц» и ответьте на вопрос: по какому признаку хвост лисы и хвост зайца  охотники называют трубой и цветком ?

-  Слыхал ,  заяц ,  как   охотники   мой   лисий   хвост   называют ?  Трубой ! Хи-хи-хи…

- А мой заячий  хвост   охотники  прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком.

- Да ну-у! А ну дай-ка мне цветочек понюхать…

-  Но-но-но !  Я   твою   лисью   породу   знаю !  Цветок   понюхаешь ,  а   ногу   откусишь .  Проходи ,  проходи   со   своей   трубой !

В результате использования этих упражнений дети усвоили знания о парадигматических связях слов. Учащиеся научились подбирать к слову синонимы, антоним, находить их в речи или в тексте; усвоили структурно-семантические связи слов.

4. Повторительно-обобщающие

Примеры упражнений:

А) Найдите синонимы в стихотворении В.Берестова. К выделеным словам подбирите синонимы.

Бураны ,  вьюги   и   метели …

Как   много   с   ними   канители ,

Как   много   шума ,  толкотни !

Как   надоели   мне   они !” -

Так   проворчал   мороз   угрюмый ,

И   речку   лед   сковал   без   шума ,

Деревья скрыла седина,

И  наступила тишина.

- Какую картину вы представили после прочтения стихотворения.

Б) -  Что означает выражение молоко убежало? Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях: 1) Бежит мальчик; 2) Бежит ручей; 3) Бежит время.

Данные упражнения  обеспечили усвоение знаний о многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. Учащиеся научились самостоятельно подбирать  собственные примеры, иллюстрирующие употребление слова; составлять (сначала устно, затем письменно) собственные предложения; подбирать слова по теме, объединять слова в лексико-семантические группы.

5. Творческие

Примеры упражнений:

А) -  Какие значения имеет слово ручка? Составьте два предложения со словом ручка так, чтобы у него появилось новое значение.

Б) -  Рассмотрите картинку. Составьте рассказ о котике по рисунку или расскажите о своем (устно).

В) Закончите рассказ.

Пришла весна. Все вокруг ожило после долгой холодной зимушки.

Данные упражнения научили учащихся пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дали возможность учащимся высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребляя изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировали усвоение ее лексических и грамматических свойств.

Итак, система работы над развитием связной речи, а также над предупреждением и исправлением речевых ошибок, организованная на основе применения нашего комплекса упражнений,  приводит к большим сдвигам в речевом и общем умственном развитии младших школьников. Учащиеся перестали  допускать ошибки в подборе синонимов, антонимов, в поиске многозначных слов. Школьники научились высказывать свои мысли в полном объеме; продемонстрировали высокий уровень словарного разнообразия. Речь учащихся стала выразительной, содержательной, последовательной. При составлении связного текста на заданную тему (как устно, так и письменно) дети стали использовать полученные ранее знания, употребляя в своем выступлении синонимы, антонимы, многозначные слова. Учащиеся научились самостоятельно подбирать  собственные примеры, иллюстрирующие употребление того или иного слова; составлять (сначала устно, затем письменно) собственные предложения; подбирать слова по теме, объединять слова в лексико-семантические группы.

Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений помогает учителю сформировать навыки связной речи учащихся начальных классов, способствует предупреждению и исправлению речевых ошибок младших школьников, ориентирует учеников на интерес к русскому языку.

 

Литература

1. Кавинкина, И.Н. Ориентировка учителя начальных классов на формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников. / И.Н. Кавинкина, С.С. Лысикова // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Минск, 5 ноября 2009 г. / Бел. гос. Пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Н.В. Жданович, О.В. Азарко, Т.Г. Трафимович и др. – Минск: БГПУ, 2010. – С. 165-167. – Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/cgi-bin/lib.cgi/

2. Приступа, Г.Н. Теория и практика русского языка / Г.Н. Приступа. –  Рязань, 1993.

 

 

Запись опубликована в рубрике Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>