Проблема эталонных представлений студентов педагогических специальностей об идеальном учителе начальных классов приобретает особую актуальность в связи с задачами создания личностно-ориентированного подхода в процессе обучения. К.Д. Ушинский утверждал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[1]. С одной стороны, учитель должен быть личностью, соответствовать идеалу, который ждёт от него ребёнок, т.е. обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен быть педагогическим компетентным комплексным, чтобы влиять на саморазвитие учащихся[2].
Исследованиями отечественных и зарубежных психологов установлено, что в процессе труда, познания и общения у каждого человека формируются обобщенные эталоны, которые позволяют ему оценивать других людей и самого себя. Особый интерес представляют оценочные эталоны, в которых конкретизуются требованиями общества к представителям определенной социальной группы в соответствии с особенностями выполняемой ими деятельности. Такие эталоны служат своеобразными «представлениями-образцами» (А.А. Бодалев), с которыми субъект сравнивает людей, выполняющих определенную социальную функцию. Оценочные эталоны динамичны, т.к. могут изменяться с изменением общественных требований. Содержание эталонов в значительной степени зависит от индивидуального опыта человека, особенностями познания им других людей и опыта общения с ними.
Для изучения эталонных представлений студентов младших и старших курсов нами на базе УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы» была применена методика репертуарных решеток Дж. Келли.
Применяя данную методику, мы исходили из предположения, что она позволит студентам оценить эталонные представления учителя начальных классов не по предложенным готовым параметрам, а самому конструировать шкалы оценок, сравнивая (по сходству и различию) реальные представления. Тем самым, как мы полагали, это даст возможность выявить «внутреннее» оценочные шкалы, используемые студентами, их содержание, объем и соподчиненность.
Предполагалось, что с помощью данной методики можно будет не только выявить распознаваемые студентами качества, но и формировать их представление у студентов. Методика, по нашему мнению, «провоцирует» у студентов познавательную мотивацию, применение таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение.
Наконец, мы надеялись, что данная методика будет способствовать преодолению испытуемого студентами стереотипного понимания эталонных представлений учителя начальных классов, направленного на выделение субъектных его свойств.
Испытуемым студентам была предложена следующая инструкция: «Какие личностно-профессиональные качества, на ваш взгляд, наиболее важны для идеального учителя начальных классов?»
В исследовании приняли 172 студента педагогического факультета, из них 90 студентов младших курсов и 82 студента старших курсов.
Анализ результатов исследования позволил выделить некоторые оценочные критерии понимания идеального учителя студентами младших и старших курсов.
У студентов младших и старших курсов педагогических специальностей мы выделили ряд качеств и объединили их в блоки, которые были выделены на основе метода свободных характеристик: коммуникативные и рефлексивные черты характера, эмоционально-динамические качества, интеллект, воля, способности, глобальная характеристика личности и отношение к труду, интересы и склонности (таблица 1).
Таблица 1 – Степень разнородности и частотности качеств, используемых студентами педагогических специальностей для описания эталона учителя начальных классов (по данным метода «личностных конструктов»)
Содержательная сторона эталонных представлений студентов младших курсов характеризуется широким перечнем качеств во всех подгруппах каждого квартиля, менее обобщенным характером отражения, высокой частотностью фиксирования качеств, низкой частотностью применения научно-психологических терминов, преобладание тех терминов, которые применяются в «житейской психологии».
Содержательная сторона эталонных представлений студентов старших курсов характеризуется следующими особенностями: менее широкий перечень качеств во всех подгруппах каждого квартиля, высокой частотностью применения научно-психологической терминологии, использование более емких определений при характеристике идеального учителя начальных классов.
Однако следует подчеркнуть, что студенты младших курсов в эталонных представлениях выделяют интеллектуально-волевой блок качеств (коммуникативные черты характера, воля, интеллект), студенты же старших курсов говорят о глобальной и эмоционально-динамической характеристике личности учителя, а также упоминается про рефлексивные черты характера.
Таким образом, хочется отметить, что чем больше социализируется студент, чем больше он перенимает социального опыта, тем более емко он характеризует личность, т.е. использует понятия, не расчленяя их на более мелкие конструкты. Еще один интересный факт: студентам старших курсов было достаточно проблематично написать большое количество качеств, так как они чаще использовали глобальную характеристику личности (образованность, профессионализм, мудрость, порядочность), а не коммуникативную характеристику, как, в свою очередь, студенты младших курсов.
Список литературы
- Кочергина, Г. Личность учителя. / Г. Кочергина // Учитель. – 2005. – №3. – с. 73-74
- Попова, Л. Имидж современного педагога. / Л. Попова // Учитель. – 2002. – №6. – с. 80-81