Русакевич Ю.В. У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН… (ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА НА ОСНОВЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ)

Учебные программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов предусматривают такой раздел, как «Этика речи», в который включен материал по речевому этикету [1]. В соответствии с программами учащиеся должны усвоить различные формы приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы, пожелания, поздравления, обращения к знакомым взрослым и сверстникам, к незнакомым взрослым и сверстникам. Кроме того, программы содержат также умение доброжелательного отношения к чужому мнению, умение слушать собеседника и убедительно отстаивать свою точку зрения.

Однако в повседневной жизни младшие школьники сталкиваются с куда большим числом речевых ситуаций, чем приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, пожелание, поздравление, обращение и несогласие с мнением собеседника. Одной из таких ситуаций является ситуация разговора по телефону.

Предмет нашего исследования – обучение младших школьников речевому этикету в ситуации разговора по телефону.

Телефон – неотъемлемая часть современной жизни. Он облегчил наше общение, сделал его более доступным, где бы мы ни находились. Сегодня мобильный телефон есть почти у каждого первоклассника. Умение общаться по телефону – показатель культуры любого человека.

Наши исследования уровня владения речевым этикетом в ситуации разговора по телефону, проведенные на базе Городской гимназии г. Гродно в 2010 и 2011 гг., гимназии г. Ляховичи в 2012 г., свидетельствуют о том, что учащиеся не знают или знают недостаточно об ограниченности по времени телефонного разговора, о правилах разговора по телефону в общественных местах. Кроме того, знание правил не всегда является показателем их соблюдения (все школьники знают, что мобильный телефон на уроках нужно отключать, но не все это делают). Таким образом, правилам общению по телефону младших школьников нужно обучать. Обучение может идти в рамках факультативных занятий, классных часов.

Одним из наиболее часто рекомендуемых приемов обучения речевому этикету является прием театрализации, в такой его разновидности, как инсценирование (проигрывание) речевой ситуации.

Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Современное понимание детской театрализации, по мнению А.П. Ершовой и В.М. Букатова, ориентировано на принцип «здесь-и-сейчас»: репетиции, придумывание реплик, поз, костюмов не требуют предварительной подготовки, а становятся достоянием самих учебных занятий [2].

Данный прием позволяет наглядно представить типичные ошибки в употреблении формул речевого этикета, потренироваться в правильном использовании этих формул при конкретных обстоятельствах общения, а также способствует развитию воображения учащихся, формированию умения работать в команде. Кроме того, в силу своей занимательности этот прием всегда сопровождается интересом со стороны учащихся.

Нами разработано5 факультативных занятий по русскому языку, в основе которых лежит использование приема театрализации. На занятиях учащимся предлагается разыграть по паре речевых ситуаций на темы:

1. Вечерний звонок.

2. Телефонный разговор в общественном транспорте.

3. Разговор по телефону – разговор по существу.

4. Ошиблись номером.

5. Звонок родителям на работу [3].

Инсценирование речевых ситуаций предполагает предварительные беседы о телефоне как виде связи, о влиянии мобильных телефонов на здоровье человека, о правилах общения по телефону. Каждая пара разыгранных сценок влечет за собой выбор правильного варианта, анализ допущенных ошибок, указание на возможные погрешности при общении по телефону. Данные занятия апробированы на базе 4 «А» класса гимназии г. Ляховичи в марте 2012 г. Результаты апробации позволяют сделать вывод о том, что использование данной разработки факультативных занятий в учебно-воспитательном процессе начальных классов позволяет достичь положительного эффекта в формировании навыков речевого этикета разговора по телефону у младших школьников.

 

Список литературы

  1. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I- IV классы / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2009. – 240 с.
  2. Ершова, А.П. Игровые задания-упражнения, связанные с театрализацией (показом сценок, пантомим, «живых фотографий») / А.П. Ершова, В.М. Букатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openlesson.ru/igrovye-zadaniya-uprazhneniya-svyazannye-s-teatralizaciej-pokazom-scenok-pantomim-zhivyx-fotografij. – Дата доступа: 03.04.2012.
  3. Русакевич, Ю.В. Прием театрализации в обучении речевому этикету в начальной школе / Ю.В. Русакевич // Сайт Респ. науч. Интернет-конф. «MediaLex-2012», Брест, 14 марта 2012 г., / УО «Брестский гос. ун-т им. А.С. Пушкина». [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://medialex.ucoz.ru/2012/RusakevichUV.htm. – Дата доступа: 14.03.2012.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>