Динамика университетского образования носит на современном этапе глобальный характер, обнаруживая типичные для мировой образовательной системы тенденции: расширение доступа к высшему образованию, его массовость и академическая мобильность, интернационализация высшей школы, стремление к интеграции и междисциплинарным моделям. Университетское образование XXI века не представляется возможным вне «встречи цивилизаций», без коммуникативно-понимающей трактовки единого образовательного пространства, интеграции позитивных национальных образовательных программ и стратегий в контексте общечеловеческих ценностей.
Интернационализация Белорусского государственного университета и обучение в нем иностранных граждан началось в 1961 году, когда в Минск приехали на учебу 62 кубинских студента. Сегодня только на факультете доуниверситетского образования БГУ ежегодно обучается более 400 слушателей из 23 стран мира. Один из базовых векторов стратегии развития факультета доуниверситетского образования – модернизация подготовки иностранных граждан, которая включает в себя решение 6 основных задач:
• создание модульной системы обучения русскому языку как иностранному языку при формировании коммуникативной компетенции разных уровней владения РКИ;
• создание действенной подсистемы довузовского профильного образования; обеспечение полноценной интеграции в университетское образовательное пространство при формировании профессиональной компетенции слушателей;
• расширение спектра предлагаемых программ курсов русского языка как иностранного;
• кардинальное повышение качества контрольно – измерительных материалов для определения уровня владения РКИ, организация и проведение сертификационного тестирования;
• формирование социальной коммуникативности и адаптивности к учебе в университете, погружение слушателя в социокультурную среду изучаемого языка;
• постоянный мониторинг качества работы со стороны ее основных потребителей – иностранных слушателей.
Переосмысливая современные подходы к организации системы образования, когда знания превращаются из цели образования в средство, с помощью которого человек должен научиться образовываться всю жизнь, ФДО ведет активный поиск новых моделей организации дополнительного образования иностранных граждан и предлагает разнообразные формы обучения русскому языку как иностранному:
• классическая десятимесячная профильная подготовка иностранных слушателей (программы дальнего зарубежья и СНГ), с выдачей свидетельства об окончании ФДО и возможностью поступления в вузы Республики Беларусь без вступительных испытаний;
• поиск мобильности в темпах обучения и выборе будущих специальностей; интенсивные двухмесячные подготовительные курсы РКИ с включением иностранных слушателей в основной учебный процесс во втором семестре;
• курс включенного обучения РКИ с ориентацией на гибкие образовательные траектории учащихся в рамках интеграционного процесса студенческой мобильности;
• индивидуализированные программы подготовки для обучения в магистратуре, аспирантуре, учитывая разный уровень предпрофессинальной образованности студентов;
• диверсификация учебных планов курсов изучения РКИ: от десятимесячных курсов до интенсивных (6-8 недель);
• Летняя школа русского языка;
• организация сертификационного тестирования, т.е. объективная оценка уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку иностранными гражданами и лицами без гражданства;
• разработка индивидуальных траекторий образования через систему дистанционного обучения;
• укрепление связей с международным научным сообществом, улучшение сотрудничества в области качества образования, обеспечение преподавательской мобильности, стажировка иностранных преподавателей русского языка на кафедрах факультета.
За почти полувековую историю факультетская кафедра русского языка как иностранного превратилась в мощный республиканский учебно-методический центр и в то же время в стартовую площадку для внедрения инновационных стратегий в процесс подготовки иностранных студентов в университете. В настоящее время в качестве основных стратегических направлений образовательного процесса на кафедре рассматриваются:
• апробация новых учебных планов, технологий обучения и контроля;
• создание учебно-методических комплексов нового поколения с учетом современных когнитивно-коммуникативного и прагматического подходов к обучению русскому языку как иностранному;
• интенсивное развитие инновационных технологий обучения на основе концепции развивающего личностно-ориентированного обучения;
• высокий уровень профессионализма преподавателя, значительный опыт работы и соответствующий персональный стиль преподавания.
В 2010/2011 учебном году на факультете доуниверситетского образования БГУ в контексте государственной политики в области образования в Республике Беларусь были утверждены новые учебные планы для иностранных граждан дальнего зарубежья и граждан СНГ, разработаны и утверждены программы Летней школы русского языка. При составлении этих планов реализуется принцип максимально возможной и целесообразной «междисциплинарной кооперации», учитывается системность и преемственность в изучении базовых дисциплин. В учебном плане курс русского языка как иностранного представлен модулями общего и профессионально ориентированного владения. В план включены две общеобразовательные дисциплины, соответствующие профилю будущей специальности иностранного абитуриента.
Через преодоление конфронтации и диалог между естественными, техническими и социально-гуманитарными дисциплинами задаются новые ориентиры современного университетского образования, закладываются новые мировоззренческие подходы в интеграции общества, науки и природы, воспитывается толерантность и установка на взаимопонимание в различных предметных областях. Чтобы подтвердить «университетский статус» образования в группах естественнонаучного профиля усилена социокультурная составляющая в курсе русского языка, а группы гуманитарного профиля посещают факультативы «экология» и «основы естествознания». Так естественнонаучные и социально-гуманитарные учебные циклы играют роль междисциплинарных пространств, в которых начинается превращение студента в личность, способную переживать и адекватно оценивать происходящие в мире и в Республике Беларусь процессы, строить прогнозы, воспитывать гражданские нравственные чувства (чувство долга, патриотизма, национального достоинства, справедливости, совести и чести).
Новые версии учебных планов требуют и подготовки соответствующих учебных программ и учебно-методических комплексов. Коллективом преподавателей кафедры русского языка как иностранного создана постоянно действующая «Типовая учебная программа для иностранных слушателей подготовительных факультетов и отделений высших учебных заведений». Программа содержит требования к владению русским языком как иностранным в пределах первого сертификационного уровня – уровня пороговой коммуникативной достаточности. В системе коммуникативно-речевой компетенции представлен полный список коммуникативных интенций, ситуаций, тем общения, перечень речевых умений в различных видах коммуникативной деятельности, а также обязательный минимум содержания языковой компетенции.
Современная высшая школа предъявляет высокие требования к учебникам для иностранцев, начинающих изучать русский язык с элементарного уровня. Группой опытных преподавателей факультета подготовлен учебник нового поколения «Учим русский в Беларуси», в котором учтены современные теоретически обоснованные когнитивно-коммуникативный и прагматический подходы к обучению языку. Характерная особенность нового учебника – активная направленность на обучающегося, стимулирование самостоятельного усвоения материала, целенаправленное формирование новых умений и навыков, развитие совокупности природных компетенций, в том числе и межкультурной компетенции.
Возможность использований компьютерного варианта учебника помогает наполнить лексико-фонетическую корзину как собственно языковой, так и профессионально ориентированной информацией, цивилизационно-культуроведческими сведениями, в том числе и с учетом реалий родного языка обучающегося. Учебник такого формата становится специально дидактически подготовленным для любой иностранной аудитории, позволяет сравнивать, проводить параллели с историей и культурой своей родной страны и стимулирует развитие межкультурного диалога.
Подготовка иностранных студентов на подготовительном факультете, представляя собой активный период обучения в условиях русской языковой среды, имеет временную концентрацию (40 недель по 32-36 часов еженедельно). Интенсификации учебного процесса способствует проводимый в начале обучения курс культурно-речевой адаптации к определенному режиму социально-бытового поведения, к ежедневному восприятию, усвоению языка, к применению изучаемого языкового материала в различных естественных ситуациях общения. Интенсивность поддерживается включением в учебный процесс, кроме модуля работы с учебно-методическими и дидактическими материалами, модуля работы с Интернет-ресурсами, модуля работы с аутентичными материалами (средства массовой информации, аудио/визуальные средства), модуля контрольно-измерительного тестирования.
Аудиовизуальные средства, телевидение, видеотехника, компьютеры, Интернет, новые технологии тестирования, аутентичные дидактические материалы – все это позволяет обогатить довольно однообразную палитру обучающих средств и ставит вопрос о новых стратегиях образования. Цель обучения сегодня – это не только накопление полезной информации, но и умение использовать ее. Если говорить об этом в контексте русского языка как иностранного, то перед студентами ставится задача научиться пользоваться информацией для приобретения соответствующих умений и навыков, для вступления в реальную речевую коммуникацию.
К началу XXI века созрели условия для новой технологии образования – системы дистанционного обучения. Если в стандартном образовании используется все-таки некоторый усредненный подход, то дистанционное обучение позволяет каждому обучающемуся, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно. Отличающаяся от традиционных форм обучения гибкостью, модульностью, параллельностью обучения, охватом учебной информации, экономичностью, и что очень важно, социальным равноправием и интернациональностью, данная система соединяет в единый процесс виртуально-тренинговые образовательные технологии и современные средства информатизации и телекоммуникации. При новых технологиях обучения преподаватель русского языка становится в большей степени организатором учебной деятельности студента, обеспечивающим более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов, развитие творческих способностей и самостоятельности.
В то же время информатизацию образования следует рассматривать не просто как использование компьютера, а как новый подход к организации дидактического процесса. Информационный подход к обучению требует новых форм представления знания в учебном процессе, при котором используются модульное строение дидактических материалов, текст, деленный на блоки, или иначе структурированный, тезаурус, дерево понятий (что-то подобное графам в информатике), инновационная образная наглядность – рисунок-опора «Дом для биографии» с алгоритмом презентации, перекрестное тестирование, игровое моделирование, полиформатность занятий.
Занятия нацелены на развитие мыслительной деятельности, творческой активности, на формирование комбинаторных речевых навыков и умений. Ежедневные занятия в аудитории проходят с использованием современных инновационных технологий обучения, предполагающих полиформатность уроков; интерактивные, ролевые, деловые игры; дискуссии по темам межкультурной коммуникации; учебные экскурсии. В условиях такого занятия, что особенно важно, межкультурная, лингвистическая и речевая компетенции формируются, взаимно дополняя друг друга. Наряду с передачей «деловой» информации такие уроки оказывают воздействие на эмоции студента и его образно-художественную память.
Иностранным гражданам, желающим пройти обучение в условиях реальной языковой среды, факультет доуниверситетского образования предлагает
разнообразные программы курсов русского языка как иностранного, в том числе и в рамках Летней школы. Курсы, по желанию слушателей, могут носить ярко выраженный профессионально ориентированный характер (для работников дипломатического корпуса, таможенных служб и пограничников, экскурсоводов, медперсонала и официантов и т.д.). Такой подход к наполнению учебной программы обеспечивает не только профессионально ориентированного знание системы русского языка, но и формирует целостное представление о белорусской истории, реальности и культуре делового общения в разных сферах жизнедеятельности.
Факультет предоставляет также возможность своим выпускникиам, а также всем желающим иностранным гражданам и лицам без гражданства принять участие в тестировании и получить университетский сертификат с оценкой их уровня владения и степени сформированности коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку.
Высокий статус университетского образования предопределяет воспитание молодого поколения в духе толерантности, взаимоуважения и диалога культур. Преподаватели факультета ставят перед собой задачи: погрузить обучающегося в языковую среду, в реальных условиях показать прагматические социокультурные ситуации, прокомментировать их, повысить внутреннюю мотивацию к усвоению русского языка, а также создать психологическую комфортность, познакомить с белорусскими национальными традициями и особенностями менталитета.
Важным фактором формирования поликультурного пространства иностранного студента в университете становится процесс внеаудиторной воспитательной работы. Среди самых ярких мероприятий – проведение республиканских фестивалей «Дни русского языка и белорусской культуры» в рамках работы БООПРЯИ. Одним из организаторов мероприятия выступают факультет доуниверситетского образования Белорусского государственного университета. В рамках фестивалей проводятся заключительный этап республиканской олимпиады по русскому языку как иностранному и выставка творческих работ иностранных студентов. В последнем фестивале, состоявшимся в мае 2010 года, приняло участие более 1000 иностранных студентов из 36 стран мира и около 200 преподавателей РКИ из всех вузов Республики Беларусь, а также гости из России и Украины. Таких широкомасштабных праздников с участием иностранных студентов в республике не было с советских времен.
Большой интерес вызывает у иностранных студентов, зарубежных дипломатических посольств и миссий и Республиканский фестиваль творчества «АRT .BAY» с презентацией национальных сувениров, блюд национальной кухни, выступлениями творческой молодежи из разных стран мира. Цикл внеаудиторных лингвострановедческих мероприятий, традиционно проводимые на факультете доуниверситетского образования, начинается осенью вечером – акцией «Давайте познакомимся!», продолжается «Новым годом по-белорусски», весенним праздником – фейерверком «Мисс ФДО» и заканчивается летом последним уроком – акцией «Русский чай». В этом году все тематические социокультурные мероприятия посвящены 80-летию образования Белорусского государственного университета, 50-летию обучения иностранных студентов в Республике Беларусь и 50-летию образования первого в стране подготовительного факультета для иностранных граждан.
Внедрение в учебный процесс инновационных стратегий в организации научно-методической и учебно-воспитательной работы, использование современных активных методов обучения, придание процессу обучения личностно-ориентированного характера формирует у иностранных студентов интерес к изучению русского языка, помогает социокультурной адаптации, позволяет проявить обучающемуся свои лучшие личностные качества, создает в студенческом коллективе теплую атмосферу сотрудничества. Процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.