В настоящее время отмечается значительное снижение грамотности письма. Об этом пишут в газетах, обсуждают в телевизионных передачах и в интернете. Особенно ярко неграмотность проявляется в блогах и форумах сети Интернет, поскольку, если следовать общепринятым нормам, скопировав произношение, относительно несложно, то в сети, где более распространенна письменная речь, все ошибки «вылезают наружу». В данной статье хотелось бы рассмотреть такое явление, как форумные ролевые игры, и его влияние на развитие грамотности участников игры.
Форумная ролевая игра определяется как «электронный аналог литературного произведения вида «Round robin» – произведения, создаваемого группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой фрагмент. Правила текстовых ролевых игр предусматривают прописывание игроками в отдельном сообщении (посте) действий, мыслей и фраз тех персонажей, роли которых они играют. Игровой процесс контролируется администраторами и модераторами форума (которые в большинстве случаев выступают в качестве «мастера игры», создающего сюжетообразующие ситуации и наблюдающего за соблюдением правил игрового мира)» [1].
Форумные ролевые игры во множестве появились около шести-семи лет назад и продолжают активно развиваться. В чем же причина неожиданной популярности форумных ролевых игр и какое отношение они имеют к развитию грамотности?
«Примерять» на себя различные социальные роли мы учимся с детства. Примером могут служить всем известные игры во врача, в школу, с различными куклами и конструкторами. С взрослением и переходом в подростковый возраст игры и роли в них значительно усложняются; зачастую дети 12-14 лет даже вне собственно игрового процесса проецируют на себя образы каких-либо героев, взятых из книг, фильмов или выдуманных. И, на мой взгляд, форумные ролевые игры дают людям практически полную свободу – ты сам можешь выбрать мир, создать уникального персонажа, не ограничиваемого рамками мощности компьютеров для игр или фантазией других людей в фильмах, и поступать от его роли так, как считаешь нужным; при этом ты можешь взаимодействовать с другими такими же персонажами, ощущать себя писателем ежедневно обновляемой книги, частью огромного мира, который реален в глазах «тебя-персонажа» и при этом существует лишь в рамках игры, от которой в любой момент можно отказаться.
Вместе с тем, параллельно происходит освоение растущим человеком языка. В развитии человеческой языковой способности выделяют несколько этапов:
1) овладение основами грамматики, которые позволяют строить предложения;
2) овладение трудностями фонетики и словообразования, нерегулярными моделями словоизменения, редкими синтаксическими конструкциями, использование языка для получения знаний о мире;
3) овладение словами и выражениями, позволяющими организовывать время в повествовании, увеличение словарного запаса, освоение дискурсивных маркеров (слов, поддерживающих связность текста);
4) овладение всем арсеналом коммуникативных умений (стили речи, использование непрямых выражений, выбор языковых средств в соответствии с ситуацией, т.д.) [2, с.79-82].
Школьный возраст – это третий и четвертый этапы освоения родного языка. Если понимать язык как бесконечно достраиваемую коммуникативную систему [2, с.82; 3, с.8-9], то четвертый этап освоения языка охватывает взрослых и является принципиально незавершаемым.
Способы освоения языка различны на разных этапах. На первом этапе значительную роль играет семья, родители; на втором – близкое окружение ребенка, детский сад и школа. Третий и четвертый этапы предполагают большое разнообразие средств и способов развития языковой компетенции человека. Развитие современных компьютерных технологий способствовало тому, что интернет приобретает статус одного из популярных средств. В то время как в школьном образовании все больше внимания уделяют подготовке к тестированию, обучению работе с тестами (где, в большинстве случаев, не нужно выражать свои мысли, не обязательно грамотно писать, но важно поставить отметку напротив правильного ответа), в интернете общение и коммуникация происходит при помощи письменной речи. Возможность анонимного участия в обсуждении тем, в сетевых коммуникациях, позволяет человеку не следить за грамотностью изложения своих мыслей, за грамотностью письма. Зачастую, не имея возможности узнать социальное положение или другие данные о человеке, судят по его грамотности и стилю письма, которые становятся своеобразной визитной карточкой. «Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром» [4, с.196]. Язык – средство познания мира. Ответ на простейший вопрос: «Что такое снег» может иметь десяток ответов [4, с.196], и ответом может быть целый роман [5]. Возможности языка неограниченны, ограничен может быть человек, не стремящийся познать мир.
Форумные ролевые игры, на мой взгляд, можно рассматривать не только как ролевую сюжетную игру, но, скорее, как игру с языком, как своеобразный сетевой тренажер по освоению языка.
Как правило, на форумных ролевых играх, в отличие от социальных сетей и других форумов различной тематики, пишут грамотно. Этому помогает ассоциация форумной игры с большой книгой, в которой делает записи каждый – никто не хочет читать неграмотные посты, через громадное количество ошибок в которых трудно понять суть. Так как форумная ролевая – прежде всего коллективная игра, предусматривающая взаимодействие с другими персонажами, то неграмотный игрок остается нечитаемым и невостребованным. Мотивом развития своей грамотности выступает естественное стремление быть если не лучшим, то хотя бы достаточно популярным среди других. Стремление к соперничеству на ролевых играх также отражается на улучшении качества постов.
Рисунок 1. – Посты форумной ролевой игры (пример) [6]
Чем лучше ролевая игра, тем выше у нее средний уровень грамотности участников, тем она распространеннее и тем больше шансов, что новичок, наткнувшийся на необычный тип форума, зарегистрируется именно там.
Часто на форумные ролевые игры новички приходят случайно. Если локационная система игры и правила написание постов ими принимается легко, то лозунг «Писать грамотно!» наводит на размышление: «Зачем писать грамотно? У меня пять-шесть по русскому языку, я считаю, что если слово можно прочитать или угадать, то ничего смертельного в ошибках нет, а пробелы после знаков пунктуации ставить и вовсе бессмысленно, потому что никакой смысловой нагрузки они не несут». Достаточно скоро такие участники сталкиваются с парадоксом: несмотря на то что они создали неповторимого персонажа, четкий интересный сюжет, играть с ними никто не хочет. А списываются все с теми, кто пишет грамотно, у кого красивые объемные посты, кто, играя даже по банальному сюжету, умудряется писать так, словно он – писатель, издавший не одну книгу, кто выдерживает свой неповторимый стиль.
Среди участников форумных ролевых игр есть школьники, студенты, взрослые работающие люди разных стран, что можно рассматривать как хорошие условия для развития грамотности участников. Как правило, все игроки подобных игр – творческие читающие люди. Многие серьезно занимаются языками и литературой. Например, участник форумной ролевой игры «Palomino2» [6] под ролевым именем «Solarita» (г. Солигорск) является активным участником олимпиад по русскому языку.
В рамках форумных игр часто проводятся соревнования на качество постов, на лучший отыгрыш сюжета – и новичок, видя это, стремится также попасть на первые места, стать востребованным игроком. Естественно, для этого он вынужден будет приложить усилия для развития своей грамотности. Даже если участник не возьмется учить правила языка, то, как минимум, он будет читать посты опытных хороших игроков – а чтение хорошего слога, по моему мнению, уже залог интуитивной грамотности. Участники стремятся придумывать оригинальные сюжетные ходы и типажи, что также предполагает чтение существующих постов (грамотно написанных текстов). Проверяя свои посты в текстовых редакторах перед отправкой, игроки зачастую запоминают свои распространенные ошибки и в дальнейшем не допускают их. Кроме того, часто новичков игры курируют более опытные участники, помогая им увидеть и исправить ошибки. Многие признают, что начало такой игры способствовало значительному повышению их оценок по языкам и общей грамотности, что теперь им самим некоторые ошибки кажутся недопустимыми, что соревнование на качество поста в какой-то мере лучше стандартного диктанта – ведь каждый всегда стремится в глубине души оказаться лучшим.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что форумные ролевые игры способствуют развитию грамотности участников игры.
Список литературы
1. Форумная ролевая игра // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0 %B0%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%B8 %D0%B3%D1 %80%D0%B0. – Дата доступа: 29.03.2012.
2. Бурлак, С. Происхождения языка: Факты, исследования, гипотезы / С. Бурлак. – М.: Астрель: CORPUS, 2011. – 464 с.
3. Эпштейн, М.Н. Зачем языку новые слова? / М.Н. Эпштейн // Светозар: Вестник олимпиады. – 2012. – № 37. – С. 8-9.
4. Плунгян, В. Почему языки такие разные / В. Плунгян. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 272 с.
5. Хёг, Питер Смилла и ее чувство снега: Роман / Питер Хёг; перевод с дат. Е. Красновой. – СПб: «Симпозиум», 2010. – 560 с.
6. Palomino2 : форумная ролевая игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://palomino2.ucoz.ru/forum/18-931-11. – Дата доступа: 29.03.2012.