Грибовская А.А. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО УСВОЕНИЮ ОРФОГРАФИИ

 

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми или трудно проверяемыми написаниями. И с первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе орфографии. С этой целью применяются разнообразные виды заданий. Так, активно практикуются задания типа «Объясни», «Докажи», поставь вопрос «Почему?», требование обоснования того или иного написания. Например, дописывание слогов. На доске прикрепляются рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь.

К примеру, конь…, дети пишут: коньки.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи и правильно его писать. Тут помогают такие упражнения, как 1) поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается его написание; 2) словарные слова объединяют в тематические группы и обосновывают их написание: «Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох»; «Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный». Дети проверяют работу друг друга по образцу, написанному на доске или плакате.

Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них – «Пишу слова с пропущенной орфограммой».

На доске в два столбика написаны слова. Задание: вставить пропущенную букву и по букве придумать новое слово.

В..гон                           Б..гаж

К..стер                          М..сяц

С..вер                           Т..релка

Изучив тему “Глагол”, можно детям предложить задания такого рода:

1. Дописать глаголы по смыслу и объяснить правописание безударных гласных в следующих предложениях:

Медведь в берлоге лапу… . Журавли караваном… . Ручьи по оврагам… .

2. Выписать из словаря глаголы, обозначающие движение.

3. Продолжить рассказ. Глаголы употребить в прошедшем времени. Безударные гласные подчеркнуть.

За ягодами.

Маша жила в деревне. Летом она ходила в лес за ягодами и грибами. Однажды…

4. Написать предложения в порядке усиления движения. Вставить пропущенные буквы.

Путник ш…гает. Лошадь б…жит. Черепаха п…лзет. Ракета н…сеется.

Описанные выше упражнения выполняются учащимися на уроке под руководством учителя. При этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают «техникой» выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. При этом не обязательно «изобретать» свои задания, он может творчески использовать дидактический материал учебника [1].

Таким образом, технология системы самостоятельной работы даёт возможность дифференцировать обучение. Давая классу разноуровневые задания (в зависимости от подготовленности учащихся) по усвоению орфографии, учитель имеет возможность варьировать для каждой группы учеников и даже для отдельных учащихся учебную нагрузку, предлагая посильные задания. Поэтому самостоятельная работа позволяет не только формировать орфографическую грамотность учащихся, но и развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.

 

Список литературы

  1. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1990. –№ 11.

 

Запись опубликована в рубрике 2013, Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>