Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации [1, с. 12–14].
В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым и т.д. Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт следующее определение этикета: «Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности» [2, с. 20-21]. Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Под речевым этикетом в определении Н.И. Формановской понимаются «регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [3, с. 17–19].
Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация − это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие.
Речевая ситуация разговора по телефону имеет свои особенности. Собеседники (абоненты) не видят друг друга, поэтому из всех паралингвистических факторов в телефонном общении остается только интонация. Основное перераспределение информативной нагрузки происходит между вербальным уровнем и интонационным. Таким образом, интонация делового телефонного общения столь же значима, насколько значимо и содержание речи. Во время общения по телефону мы слышим интонацию угрозы, раздражения, нерешительности, сочувствия, участия, заинтересованности. Даже односложные реактивные реплики «угу», «да-да» могут быть произнесены по-разному. Особенно значим интонационный рисунок начала и конца общения. Начало и конец беседы закрепляют весь спектр положительных эмоций: оптимизм, уверенность в своих позициях, доброжелательность и уважение к собеседнику. Психологи утверждают, что если есть расхождения между содержанием речи и тоном сообщения, то люди будут доверять больше тону, чем содержанию.
Беседа по телефону – это самый быстрый деловой контакт и особое уменье. Значение телефонного общения трудно переоценить, так как это самый простой способ установления контакта; телексы, телетайпы, факсы, лишь дополняют его.
Сегодня телефон настолько прочно вошел в повседневность, что без него невозможно представить полноценную жизнь. Без телефонных разговоров не возможна активность людей. Умение общаться, в первую очередь по телефону необходимо практически на любом месте.
Один телефонный звонок может сделать больше, чем несколько долгих и представительных бесед. Быстроту и дальность связи можно отнести к несомненным преимуществам телефона, но и пользоваться им нужно крайне осторожно. Возможность улыбок, дружеских рукопожатий, располагающей мимики и поз здесь отсутствует, и можно даже не заметить, как неосторожным словом или звуком обидишь собеседника. Зачастую по телефону разговаривают совершенно незнакомые люди, поэтому влияние телефонного разговора на формирование первого впечатления о человеке трудно переоценить.
С появлением мобильной связи телефон приобрел для нас еще большее значение, он позволяет общаться в любом месте и в любое время. Сегодня мобильные телефоны есть почти у каждого первоклассника. Значит, младшие школьники должны знать и уметь применять правила речевого этикета в ситуации разговора по телефону.
Так, начало разговора по телефону должно обязательно сопровождаться приветствием. Здороваться нужно всегда и со всеми. Нельзя спрашивать: «Куда я попал? Вы кто? А какой у вас номер?» Прежде всего, вы должны поприветствовать того, кто вам ответил. Психологически более грамотно говорить: «Добрый день (утро, вечер)!», чем, скажем, «Здравствуйте!», так как в последнем слове значительно больше согласных и сложнее выразить заинтересованность и теплоту. Необходимо также представиться. Например: «Добрый день! Это Артем. Можешь сказать, что нам задали по русскому языку?»
По этикету при равных условиях первым завершает разговор тот, кто позвонил. Однако если это беседа со взрослым, то инициатива завершения разговора в любом случае исходит от него. Такую же привилегию имеет особа женского пола.
Для закрепления речеэтикетных правил можно предложить учащимся в парах разыграть ситуации с заданными героями. Говорим с ребятами о том, что все звонки можно разделить на три группы: 1. Звонки в домах знакомых людей. 2. Звонки туда, где с вами, скорее всего, не знакомы (это звонки людям, которые работают, например, маме или папе на работу, в поликлинику, в библиотеку). 3. Звонки в другие города или страны [4, с. 13–14].
В марте 2011 г. нами на базе Городской гимназии г. Гродно в 4-м «Г» классе было проведено исследование уровня владения речевым этикетом младших школьников в ситуации разговора по мобильному телефону.
Учащимся была предложена следующая анкета:
1. Когда звонить по телефону считается неприличным? (Предполагаемый ответ: после десяти часов вечера)
2. Какие вежливые слова нужны в телефонном разговоре? (Предполагаемый ответ: здравствуйте, до свидания и т.д.)
3. Каким должен быть «звонящий»? (назовите качества) (Предполагаемый ответ: вежливым, ненавязчивым и т.п.)
4. Каким должен быть «отвечающий»? (назовите качества) (Предполагаемый ответ: вежливым, честным и т.п.)
5. Как нужно разговаривать по мобильному телефону в общественных местах? (Предполагаемый ответ: тихо, так, чтобы не потревожить окружающих)
6. Когда нельзя поднимать трубку? (приведите пример) (Предполагаемый ответ: во время уроков, и т.п.)
7. Можно ли разговаривать по телефону во время еды? (Предполагаемый ответ: нет нельзя)
8. Если тебе позвонил друг, а ты занят уроками, что ты ему скажешь? (Предполагаемый ответ: прости, но я сейчас занят, я тебе потом перезвоню)
9. Что лучше: разговор по телефону или разговор при встрече людей? Почему? ( Предполагаемый ответ: лучше разговор при встрече. Потому, что ты будешь смотреть на человека и ему будет приятней это слышать.)
10. По какому телефону (стационарному или мобильному) можно разговаривать дольше? (Предполагаемый ответ: по стационарному телефону)
Анкетирование показало, что на 1-й вопрос правильно ответили 17 учащихся из 25 (68 %), на 2-й вопрос – 18 учащихся (72 %), на 3-й вопрос – 25 учащихся (100 %), на 4-й вопрос – 25 учащихся (100 %), на 5-й вопрос – 16 учащихся (64 %), на 6-й вопрос – 10 учащихся (40 %), на 7-й вопрос – 12 учащихся (48 %), на 8-й вопрос – 20 учащихся (80 %), на 9-й вопрос – 23 учащихся (92 %), на 10-й вопрос – 17 учащихся (68 %).
Таким образом, речевая ситуация телефонного разговора весьма частотная в наше время. Телефон нам необходим, мы часто по нему общаемся. Общение по телефону имеет свою специфику, нужно следовать правилам речевого этикета телефонного разговора. С распространением мобильной связи телефоном часто пользуются и младшие школьники. Анализ результатов проведенного исследования показывает, что не у всех младших школьников сформированы речеэтикетные умения общения по телефону. Наибольшая проблема связана с тем, что учащиеся не знают правила, которые предписывают запрет на телефонный разговор: во время уроков, во время еды, в общественных местах и т.д. Следует также обратить внимание учащихся и на то, что разговор по мобильному телефону должен быть непродолжительным по времени (это, кстати и медицинская рекомендация). На основании проведенного исследования мы будем разрабатывать программу формирующего эксперимента по обучению речевому этикету в ситуации разговора по телефону.
Список литературы
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, Н.И. Формановская – М.: Русский язык, 1975.
2. Формановская, Н.И. Вы сказали «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем общении / Н.И. Формановская – М.: Знание, 1982.
3. Формановская, Н.И. Способы выражения просьбы в русском язые / Н.И. Формановская 1984. – № 6.
4. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин – М.: Просвещение, 1983.