Курас Д.Е. ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО РАДИО

 

В последние годы в системе высшего образования страны ставится задача развития практико-ориентированного обучения. В рамках студенческого медиацентра ГрГУ им. Янки Купалы творческий коллектив студентов-журналистов с 2011 г. реализует проект студенческой радиостанции «Inter’Актив». Для разработки концепции радио была проанализирована социально-культурная среда Гродненщины, проведен социологический опрос студенческой молодежи по выявлению ее информационных потребностей и интересов, проанализирован рынок СМИ и найдена собственная ниша для студенческого радио.

Чтобы реализовать проект студенческого радио, группа студентов тщательно продумала его концепцию, в состав которой вошли следующие важные компоненты: название; логотип; слоган и основные речёвки; объём вещания; музыкальный формат; целевая аудитория; личные качества; оригинальность радио; основные задачи; география вещания; анонс радиопрограмм [1, с. 21].

Изначально радио получило название «Inter’Актив». Данный выбор объясняется следующим образом: «Inter» подчёркивает, что этот проект представляет собой интернет-радио, а «Актив» указывает на характер целевой аудитории и качества команды радиожурналистов. Однако впоследствии первый компонент стал пониматься более разнопланово:

InterNational active: радиостанция объединяет молодых людей из разных стран мира, которые получают образование в г. Гродно (например, в ГрГУ имени Янки Купалы в настоящее время учатся студенты из 26 стран мира);

InterActivity: в эфире и за его пределами ди-джеи всегда поддерживают диалог со своими слушателями;

InterEst: радиостанция «Inter’Актив» формирует сетку вещания таким образом, что представитель любой национальности и субкультуры может найти полезную и интересную ему информацию;

InterJection и InterRogation: ведущие радиостанции «Inter’Актив» всегда затрагивают резонансные темы в эфире, обращаются с вопросами к компетентным лицам, привлекают внимание к актуальным проблемам, призывают к поиску решений;

InterPlay: радиостанция «Inter’Актив» выстраивает тесный диалог со слушателями не только на радиоволнах, но и за пределами эфира и т.д.

Целевая аудитория – студенты, магистранты и аспиранты четырех учреждений высшего образования г. Гродно. Потенциальная аудитория – молодые люди  в возрасте от 15 до 30 лет (прежде всего учащаяся молодежь Гродненской области). Объём вещания – ежедневно с 7.00 до 24.00.

Радиостанция «Inter’Актив» является пробным проектом комьюнити радио (campus radio). Именно этот тип радиостанции позволяет студентам создавать свою программу или участвовать в процессах менеджмента и владения станцией. Вещание «Inter’Актива» осуществляется в сети Интернет, где есть возможность высказаться молодым людям, которые не могут это сделать в рамках традиционных медиа. Этот вариант интернет-вещания может стать отправной точкой для появления профессиональных навыков у студентов, которые являются сотрудниками радиостанции.

Логотип полностью отражает характер радио. Он сделан в красно-белых тонах. Согласно символике цвета, белый характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество есть равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает веру и дает свободу. Красный цвет, в свою очередь, олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, движение и страсть. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах. В логотипе также обыгрывается главный атрибут радиожурналиста – микрофон [2, с. 17].

«Активное» название радио подкрепляется основным слоганом «Активируйтесь вместе с нами!».  Специфика главного девиза отразилась и в речёвках: «Будь в активе!», «Активация начинается!», «Будь в радиусе активности!», «Всегда в активном режиме!», «Жми на «play»!».

Цель радиостанции «Inter’Актив» можно обозначить как  создание атмосферы активного общения без барьеров: языковых, национальных, культурных, возрастных,  статусных, психологических, территориальных, профессиональных. Для этого реализуются следующие задачи:

– формирование адекватной картины кросскультурного пространства, обеспечение слушателей информацией, важной для их успешной самореализации в условиях поликультурности;

– создание креативной площадки для молодежи разной национальной принадлежности;

– информационная поддержка программ трансграничного сотрудничества вузов и студентов (Беларусь, Россия, Польша, Литва, Латвия, Украина и др.);

– формирование у слушателей толерантного отношения к людям разных национальностей, бесконфликтных моделей поведения;

– обучение людей разных культур (в том числе разных поколений, статусов, субкультур и т.д.) эффективному общению друг с другом.

Важным инструментом интернационального общения является музыка. Как известно, каждая радиостанция вещает в рамках определённого музыкального формата, а на волнах «Inter’Актива» формат ничем не ограничен. Так как вещание осуществляется для студентов из разных стран, радиоведущие предоставляют им возможность получать информацию на «своем» языке и слушать «свою» музыку. Поэтому в эфире можно услышать песни всех времён и народов – от африканского стиля «сукус» до китайского рока «пиньинь».

Таким образом, музыкальный формат по типу смешанный, так как в эфир выходят разноплановые по темам и целям передачи: новостные блоки, юмористические и развлекательные передачи, познавательные программы и музыкальные рубрики. Из этого следует, что музыкальный формат можно обозначить как Contemporary hit radio+News+Talk+Comedy.

На данный момент коллектив радио состоит в основном из студентов филологического факультета ГрГУ им. Янки Купалы. Каждый из участников овладевает основами звукомонтажа, усваивает  правила написания сценариев радиопрограммы и работает с педагогом по сценической речи и актерскому мастерству.

Радиопрограммы, входящие в анонс вещания, соответствуют основным задачам проекта. Информативная часть представлена программами «Uni Новости», «Гродно News», «Спортивный интерес» и «Будь в активе». Расширяют кругозор выпуски передач «Эхо истории», «Оригинальный Гиннесс», «Колесо обозрения». Развлекательный характер носят передачи «Дела Амурные», «Зачётный календарь», «Смайл-шоу», «Будильникам.net». Знакомят с музыкой различных направлений и эпох программы «Зона Муз» и «Десяточка».

Радиостанция «Inter’Актив»  может быть востребована на региональном информационном рынке, так как она дает широкие возможности для реализации молодежью своих идей в эфире студенческого радио: от проработки формата до реализации конкретного проекта. Это информационный «испытательный полигон» для творческих людей, для которых ранее звучание в эфире радиоканалов было недоступно.

 

Список литературы

1. Болотова, Л.Д. Радиожурналистика: проблемы, парадоксы и перспективы развития / Л.Д. Болотова // Журналистика и культура русской речи. – 2009 – № 1. – С. 16-35.

2. Засорина, Т.В. Профессия: журналист / Т.В. Засорина, Н.А. Федосова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 215 с.

Запись опубликована в рубрике 2013, Процессы коммуникации. Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>