Корениха М.А. ИМИДЖ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

 

Во все времена для достижения высоких результатов в своей деятельности специалист в области дошкольного образования должен был обладать профессиональными знаниями и педагогическими умениями. Однако в современном мире этого становится недостаточно, возникает необходимость умения располагать к себе людей. Именно это и является для многих основным мотивом для формирования имиджа.

В современной науке понятие «имидж» считается  междисциплинарным: оно рассматривается с позиции более десятка гуманитарных и  естественнонаучных дисциплин. Так, например, психология  трактует данное понятие как стереотипизированный образ конкретного объекта,  существующий  в массовом сознании, распространяемый на организацию, профессию, индивида или социальную группу. С точки зрения социологии имидж — составная часть определенной  социальной  роли,  совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении, о  том, как должен вести  себя человек  в соответствии со своим статусом. В области педагогики проведен ряд исследований, посвященных вопросам имиджа: воспитателей дошкольных образовательных учреждений (М.В. Апраксина), школьных учителей (А.Ю. Панасюк,  Е.А. Петрова, Л.Г. Попова, В.М. Шепель, В.Н. Черепанова), педагогов высшей школы (Г.А. Бусыгина, Л.Ю. Донская), студентов (Ю.В. Андреева, В.В. Волкова) и учебных заведений (Н.А. Кадочников) [1].

Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [2]. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния – считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Исходя из этого, становится очевидным, что для педагога формирование имиджа является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности, так как вся работа педагога основывается главным образом на общении с людьми: коллегами, учениками и их родителями, администрацией и т. д. Для успешной деятельности в своей сфере необходимо создать такой имидж, который отвечал бы всем запросам общества.

Но будущие специалисты далеко не всегда озадачены тем, какое впечатление они производят на окружающих, считая своей главной целью дать знания детям, при этом  не осознавая того, что при правильно сформированном имидже процесс воспитания и обучения приобретает большую эффективность. А ведь имидж – своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника (по данным Н.В. Панферова). Если внешность учащегося привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом [3].

Американским психологом Миллером было проведено исследование, в ходе которого он отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем.

Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и прическа.

Важной частью имиджа учащегося является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с окружающими, он не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние, но и их работоспособность.

Имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% – при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я» – ведущее из составляющих имиджа. Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учащегося, соответствовал его характеру и взглядам. «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого будущего педагога безупречен», – пишет В.М. Шепель. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

• высокая самооценка и уверенность в себе;

• вера в доброжелательность мира и в доброго человека;

• социальная и личная ответственность.

Но для того чтобы успешно сформировать свой имидж, будущему педагогу необходимо заняться этим, ещё будучи обучающимся.

Нами было проанализировано исследование, в котором приняло участие 140 студентов педагогических специальностей  Гродненского государственного университета имени Я. Купалы. Оно было направлено, с одной стороны, на выявление того, как относятся обучающиеся на педагогических специальностях к профессии в целом, с другой – на составление обобщённой картины имиджа педагога. Оказалось, что студенты осознанно выбрали педагогическую специальность, понимая при этом, что необходимо поднимать её престиж в обществе. Будущие педагоги связывают повышение престижа своей профессии, прежде всего, с государственной поддержкой, однако отчётливо осознают, что имидж педагога в обществе складывается через отдельных представителей данной профессии, через вычленение отдельных типичных особенностей педагогов. Поэтому сами специалисты заинтересованы в формировании своего положительного имиджа.

Таким образом, имидж  обучающегося  в контексте нашего исследования неразрывно связан с его будущей профессией. В процессе обучения необходимо начать формирование профессионального имиджа, так как суть образования сводится не только к передаче и получению знаний, но и приобретению профессиональной позиции обучающегося. Положительный профессиональный имидж поможет обучающемуся чётче увидеть себя в профессии, усвоить необходимые для неё личностные, социально-психологические и профессиональные качества. Учащийся со сформированным профессиональным имиджем будет усваивать знания и новую информацию более осмысленно и мотивированно.

 

Список литературы

1. Тараканова, А.А. Имидж как динамическая характеристика личностных и профессиональных качеств преподавателя / А.А. Тараканова //  Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 70–75.

2. Калюжный, А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников: учеб. пособие / А.А. Калюжный. – Алматы: АГУ им. Абая, 1994. – 69 с.

3. Капустина, З. Имидж современного ученика / З. Капустина // Учитель. – 2006. – № 1. – С.59–61.

Запись опубликована в рубрике 2013, Имидж современного специалиста, студента, ученика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Корениха М.А. ИМИДЖ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

  1. babesofparis.biz говорит:

    За статью премного благодарен, все по делу, достаточно много кто это использует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>