Румянцева В.В. ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ГУО «ГИМНАЗИЯ №1 Г. МОСТЫ»

 

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе школьного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении учреждений образования не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и обучения ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста. Феминизирован и сам процесс обучения и воспитания. Так, например, в нашей гимназии работает 54 педагога, из них только 6 мужчин.

В сентябре – октябре 2012 г. в нашей гимназии проводилось исследование, гипотеза которого – организация гендерного подхода в воспитании детей младшего школьного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка. Объект исследования –  организация гендерного подхода в воспитании детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей младшего школьного возраста. Цель – овладение гендерной  компетентностью, а именно: информированность педагога о гендерных особенностях девочек и мальчиков в воспитании и обучении детей; овладение педагогами  организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).

При обучении детей педагогу важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны педагога.

Таким образом, при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.  Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

Девочки: быстрее схватывают новый материал; легче усваивают алгоритмы и правила; любят задания на повторение; чаще используют ближнее зрение; воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”; новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики: труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»; лучше выполняют задания на сообразительность; не терпят однообразия;  лучше выполняют задания при ярком свете.

Понимание гендерных проблем, овладение основными положениями гендерной концепции становится актуальной задачей в сфере воспитания и образования молодежи. А это: коррекции общеобразовательных программ в школах; разработки гендерно ориентированных учебников для средней школы, направленных на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин; обеспечения научно-методической базы.

Гендерное воспитание в гимназии позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам гимназии осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации. Цель гендерного воспитания в гимназии – воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в гимназии, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек, и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики младшего школьного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие педагоги руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны учителя травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии учитель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого в глазах учителя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение педагогов осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Нами был создан консультативный материал для родителей и педагогов гимназии. Для ознакомления педагогов гимназии по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста был проведён семинар «Социально-половое воспитание в школе» с целью — познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации детей, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей. Сказывается изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений образования.

Нами в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей (75 %) не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) знают, как это делать. А как быть с остальными?

Очевидно, что взаимодействие  учреждения образования с родителями надо начинать с формирования доверительных отношений. Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в христианских традициях. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему «О воспитании девочек и мальчиков в христианских традициях».

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по воспитанию мальчиков и девочек и пр.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в гимназии, что помогло детям идентифицировать себя в соответствии со своим гендером.

В результате целенаправленной работы у педагогов нашей гимназии расширились профессиональные знания и умения педагогов в области гендерной педагогики и психологии; сформировалась направленность гендерного самосознания педагогов и установка на гендерную толерантность; сформировалась потребность в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; произошло стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.

Мы сформулировали ряд основополагающих принципов создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:

1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни гимназии; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

2. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.

3. Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Запись опубликована в рубрике 2013, Имидж современного специалиста, студента, ученика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>