Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Организация работы с одаренными детьми постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
В Республике Польша проводится целенаправленная работа по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям: вовлечение детей в деятельность по интересам; организация олимпиад, конкурсов, смотров; междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; самостоятельное углубленное изучение проблемы; развитие умений самостоятельно работать; развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; обучение творческим методам работы; обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов; приобщение к участию в республиканских и международных научных и творческих проектах [1].
Одаренность детей может быть установлена и изучена непосредственно в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Результатом взаимодействия на занятиях и во внеаудиторной деятельности учащихся могут проявиться практические навыки, направленные на реализацию теоретических знаний по организации и представлению различного вида учебной информации с использованием современных технических средств, систем обучения и информационно-коммуникационных технологий для передачи, получения, обработки и хранения информации; на реализацию профессионально-педагогической компетентности педагогов с целью построения эффективного взаимодействия в любых средах общения. Логическое сочетание теоретических знаний и практических навыков можно представить в виде взаимосвязанных структурных компонентов (см. схему 1).
Схема 1. Самореализация личности через повышения интеллектуально-творческого потенциала.
При работе с одарёнными детьми в педагогическом процессе ученые Республики Польша опираются на решение трех основных задач:
- способствовать развитию каждой личности;
- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
- способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования [2].
Все эти задачи тесно взаимосвязаны, но доминирующей задачей является первая, поскольку она основывается на фундаментальном этическом правиле для любого профессионала, которому по роду занятий доверена забота о человеке.
Проанализировав исследования ученых и практиков по заявленной проблеме[2, 3, 4], мы определили следующие принципы обучения одаренных детей в Польше:
1. Принцип личностного целеполагания ученика.Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.
2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
3. Принцип межпредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.
4. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.).
5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.
6. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
7. Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.
Этими же принципами пользуются российские практики, работающие с эвристическим обучением.
Современное общество предъявляет к личности все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку в Польше необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает. Поэтому процесс обучения в этой стране – это не только «вкладывание» в голову ученика сводов правил и правильных решений, это еще и обучение личности самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, развития умения творчески применять свои знания, мыслить [3].
Ведущие педагоги Польши работают над изменением соотношения между знанием и незнанием. Цель традиционного обучения – перевод незнания в знание: учитель “дает знания”, а ученики их “получают”. Незнание здесь не есть пустота, а рефлексивно зафиксированная в ходе обучения проблематика, то есть знание о незнании. Это незнание понимается как важнейший элемент содержания образования, а не отсутствие его. Ключевой технологический элемент обучения –эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста). Получаемый в каждом случае образовательный результат непредсказуем; педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.
Методика такого обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных “правильных” ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, сочините афоризм на заданную тему, сформулируйте грамматическое правило, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т.п. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.
Таким образом, ученые(филологи, психологи, педагоги) и практики Польши склонны видеть проявление высшей одаренности в научном творчестве и научном мышлении и развивать одаренность детей в соответствии с вышеописанными принципами деятельности. Их опыт является существенным вкладом в мировую теорию и практику организации работы с одаренными детьми.
Список литературы
- Stucki, E.:Czynniki determinujące rozwój zdolności matematycznych w edukacji wczesnoszkolnej/ Е. Stucki // Edukacja wczesnoszkolna procesem stymulującym rozwój zdolności specjalnych. – Bydgoszcz:Wyd. WSP,1983.
- Kwieciński, Z.Pedagogika //Z. Kwieciński, B. Śliwerski.– Warszawa, 2003.
- Limont, W. Teoriaipraktykaedukacjiuczniówzdolnych /W. Limont. –Kraków:OW „Impuls”, 2004.
- Lipnicka, B. Kształtowaniezdolnościitalentudziecka. Wspierającafunkcjarodziców / B.Lipnicka. –Kraków:Wyd. „Barbara”, 2000.