Качановская А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

Обучение на современном этапе невозможно представить без перехода от информационно-объяснительной технологии обучения к развивающей деятельности. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы, формы усвоения и переработки учебной информации. Развитие математических способностей в существенной степени является продуктом школьного обучения. Несформированность основных компонентов математических способностей у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость, но и создаёт специфические трудности в учебной деятельности, ведёт к учебным перегрузкам. Именно поэтому изучение математических способностей школьников, условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса.

Математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.

Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.

Однако, на сегодняшний день проблема развития математических способностей младших школьников в процессе работы ¾ одна из наименее разработанных методических проблем. Этим, в первую очередь, и определилась ее актуальность, необходимость исследования.

Значительное внимание использованию задач в обучении математике школьников уделялось в педагогике и методике преподавания математики в советской средней школе. Педагоги и методисты К.О. Аначенко [1], Н.Б. Истомина [7], В.В. Казаченок [8], И.А. Новик [11], Н.С. Подходова [12], А.М.Пышкало[13].  Многие ведущие российские ученые такие, как  В.А. Гусев [5], Н.Б. Истомина [7], Ю.М. Колягин [9].

Теоретической базой исследования явились труды известных педагогов (Истоминой Н.Б. [7], Белошистой А.В[2, 3]., Аргинской И.И [1]. и др.), описавших общие положения методики работы над текстовыми задачами в начальной школе. Так, в книге Т.Е. Демидова и А.П. Тонких «Теория и практика решения текстовых задач» [6], наиболее полно раскрывается понятие текстовой задачи и ее структуры, приводится классификация текстовых задач, описываются методы и способы решения задач.

Помимо общетеоретических исследований проблемы математических способностей, В.А. Крутецкийсвоей монографией «Психология математических способностей школьников» положил  начало экспериментальному анализу структуры математических способностей [10].

Под способностями к изучению математики он понимает индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладения знаниями, умениями, навыками в области математики.

Математические способности – сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности.

Развитие способностей школьника не могло бы протекать и даже начинаться без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало познавательного, поискового и творческого процесса. Математические способности школьников проявляются именно в решении познавательных задач.    Развитие математических способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Следовательно, давать новые задачи необходимо не сами по себе, в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей. Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления:

Таблица 1 – Виды задач, которые развивают математические способности

Виды задач Какой компонент способностей развивают 

 

1. Задачи с не сформулированным вопросом.
 

2. Задачи с недостающими данными.

 

3. Задачи с лишними данными.

 

4. Задачи с взаимопроникающими элементами.

 

5. Система однотипных задач.

6. Составление задач заданного типа.

7. Составление уравнений по условиям задачи.

 

 

8. Задачи с несколькими решениями.

 

9. Прямые и обратные задачи.

 

10. Задачи на соображение, логическое рассуждение.

 

Восприятие отношений и конкретных данных задачи. 

Восприятие отношений и конкретных данных задачи.

Восприятие отношений и конкретных данных задачи.

Восприятие (выделение геометрических элементов и фигур из фона).

Обобщение.

 

Обобщение, обобщенное восприятие задачи.

Обобщение метода рассуждения. Логичность рассуждения. Свертывание процесса рассуждения. Восприятие отношений и конкретных данных задачи.

 

Гибкость мыслительного процесса.

Обратимость мыслительного процесса. Логичность рассуждения.

 

Математическая память. Свертывание процесса рассуждения.

 

 

Для  развития способности к формализованному восприятию математического материала учащимся предлагаются упражнения

1) Задачи с несформулированным вопросом;

2) Задачи с неполным составом условия;

3) Задачи с избыточным составом условия;

4) Работа по классификации задач;

5) Составление задач.

Развитие способности к обобщению достигается путём предъявления специальных упражнений:

1) Решение задач одного типа;

2) Решение задач разного типа;

3) Решение задач с постепенной трансформацией из конкретного в абстрактный план;

4) Составление уравнения по условию задачи.

Для развития гибкости мышления предлагаются упражнения:

1) Задачи, имеющие несколько способов решения.

2) Решение  и составление задач, обратных данной.

3) Решение задач обратным ходом.

4) Решение задач с альтернативным условием.

5) Решение задач с неопределёнными данными.

Как уже отмечалось, целью нашей работы явилось не только изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме выявления и развития математических способностей в процессе решения математических задач, но и разработка системы заданий по математике в начальных классах, разработка факультатива «Нестандартные и занимательные задачи» которые развивали бы математические способности у  младших школьников. В эксперименте применялись такие методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемного изложения, исследовательский метод. В эксперименте приняли участия два класса: экспериментальный и контрольный классы. В классе где проводились экспериментальные занятия произошёл существенный рост показателей математических способностей по сравнению с контрольным классом. У семи учащихся повысился уровень математических способностей. В 2, 7 раза повысилось число учеников с высоким уровнем математических способностей, причём у одного человека с низкого до высокого. В контрольном классе за этот же период сдвиг в развитии математических способностей оказался менее значительным. В 2 раза повысилось число учеников с высоким уровнем математических способностей. Количество учащихся с высоким уровнем математических способностей в экспериментальном классе на конец эксперимента составило 55 %, с низким уровнем – 15 %, в контрольном классе – 25% и 20% соответственно. В конце эксперимента (с 3 декабря по 10 декакбря ) показатель качества знаний по математике составил  в экспериментальном классе 85%, а  в контрольном 74% (экспериментальный класс – 3«А»,  контрольный – 3 «В».

В ходе опытно-экспериментальной работы по результатам наблюдений и анализу полученных данныхнам удалось достичь основной цели данного исследования – определить наиболее эффективные формы и методы, способствующие  развитию математических способностей учащихся в процессе решения текстовых задач.

 

Список литературы

  1. Аначанка, К.А. Агульная методыка выкладання матэматыкі ў школе: вуч. дапаможнік / К.А. Аначанка. – Мінск: Універсітэцкае, 1997. – 94 с.
  2. Аргинская, И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября № 24. – 2005. – С. 12-21.
  3. Белошистая, А.В. Вопросы обучения решению задач // Начальная школа Плюс До и После №10. – 2002. – С. 73-79.
  4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. – М.: «Владос», 2007.
  5. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М. 2003.
  6. Демидов, Т.Е., Тонких, А.П. Теория и практика решения текстовых задач. – М.: «Academia», 2002.
  7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: «Academia». 1998.
  8. Казаченок, В.В. Типичные ошибки на экзаменах по математике / В.В. Казаченок, А.В. Самусенко. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 192 с.
  9. Колягин, Ю.М., Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. – М., 1980.
  10. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  11. Новик, И.А. Практикум по методике преподавания математики/ И.А. Новик. –Минск: Выш.шк., 1984. – 175 с.
  12. Подходова, Н.С., Стефановa Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций. – М.: Дрофа, 2005 – 416 с.
  13. Пышкало,  А.М.  «Теоретические   основы   начального   курса   математики»/ А.М. Пышкало. –   М.: «Просвещение»., 1974.
Запись опубликована в рубрике 2013, Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>