Янушкевич М.В. ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА: ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1].

В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Выделяются три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач.

Нами разработаны проблемные задачи для учащихся 3-го класса по теме «Глагол». Их можно разделить на пять блоков:

1) направленные на формирование общего лексико-грамматического понятия «глагол»;

2) направленные на изучение грамматической категории числа глагола;

3) направленные на изучение грамматической категории времени глагола;

4) направленные на усвоение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»;

5)  направленные на усвоение правила «Написание не с глаголами».

Для определения эффективности использования разработанной нами серии проблемных задач по теме «Глагол» для 3-го класса в апреле – мае 2012-13 учебного года планируется проведение параллельного эксперимента, в котором будут участвовать два класса. Базой эксперимента была выбрана Волковысская общеобразовательная школа Гродненской области. В исследовании будут участвовать два класса: 3 «А» (контрольный) и 3 «Е» (экспериментальный). Проведение эксперимента планируется в обычных условиях без нарушения повседневного хода занятий.

Задача констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень знаний по теме «Глагол». Для этого учащимся будет предложена проверочная работа, состоящая из пяти заданий.

1. Прочитайте слова. Выпишите те слова, которые обозначают действие: Дождь, прыгает, зелёный, лес, пишет, добрый, читает.

2. Соедините стрелками глаголы с вопросами, на которые они отвечают.

Что делал?             поёт

Что делает?          запоёт

Что сделает?        пел

3. Прочитайте текст. Выпишите глаголы, которые употреблены в форме единственного числа.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом ты пойдёшь в лес, то на листьях, в траве увидишь алмазы. Алмазы блестят и переливаются разными цветами: жёлтым, красным, синим. Это капли росы сверкают на солнце.(По Л. Толстому).

4. Прочитайте. Найдите глаголы и укажите их время.

Повар готовил обед,

Но тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Сахар сыплет в бульон

И радуется очень он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет. (О. Григорьев.)

5. Прочитайте пословицы. Спишите, раскрывая скобки.

Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет.

Без правды (не)живут, а только мучаются.

Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.

На первом этапе эксперимента проверочная работа поможет выявить уровень сформированности:

1)  умения находить глагол среди других частей речи;

2)  умения классифицировать глаголы в зависимости от вопроса, на который они отвечают;

3)  умения определять число и время глаголов.

Кроме того, она продемонстрирует орфографическую догадку учащихся (написание не с глаголами).

М.В. Матюхина выделяет пять уровней сформированности знаний и умений: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. На них мы и будем ориентироваться при подведении итогов проверочной работы [2, с. 64].Уровень сформированностизнаний и умений на констатирующем этапе мы будем вычислять по формуле:

Y = P/K ∙ 100%,

где Y – уровень сформированностиумений, P – количество правильно выполненных заданий, К – количество предложенных заданий.

На формирующем этапе эксперимента будут проводиться уроки по теме «Глагол»: в контрольном классе – по традиционной системе обучения, а в экспериментальном классе – с использованием проблемных задач.

Задачи формирующего этапа:

1) формирование общего лексико-грамматического понятия «глагол»;

2) изучение грамматической категории числа глагола;

3) изучение грамматической категории времени глагола;

4) усвоение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»;

5) усвоение правила «Написание не с глаголами».

С целью формирования общего лексико-грамматического понятия «глагол» мы будем использовать следующие проблемные задачи:

  • Составьте два предложения со словомпила, чтобы оно являлось в одном предложении существительным, а в другом – глаголом.
  • Спишите предложения и подчеркните в них глаголы.

Весной дятел строит себе гнездо. Он долбит своим крепким носом мягкое дерево. Из дупла дятел выбрасывает весь мусор, кору, щепки.

С целью изучения грамматической категории числа глагола будут  использованы следующие проблемные задачи:

  • На доске записано два предложения:

Мальчик ловит рыбу.      Мальчики ловят рыбу.

- В форме какого числа употреблён глагол в первом предложении? (В единственном.)

- Почему? (Действие выполняет один человек.)

- А во втором предложении? (Во множественном, так как действие выполняет несколько человек.)

  • Из ряда словосочетаний, запишите те, в которых глагол употреблён в форме единственного числа.

Мальчик бегает, бабочки летают, птицы поют, девочка читает, мама работает, повара готовят, собака лает, ученик пишет.

С целью изучения грамматической категории времени глагола:

  • Ученикам будет  предложено три предложения:

1. Ребята ходили в кино.

2. Ребята идут в кино.

3. Ребята пойдут в кино.

Необходимо выделить предложения, где глагол обозначает действие, которое уже прошло (происходит или произойдёт) и поставить к этим глаголам вопросы.

  • Спишите текст, в котором глаголы употреблены в прошедшем времени.

1. Идёт урок рисования. На партах лежат альбомы и карандаши. Дети рисуют осень.

2. Скоро наступит зима. Все деревья покроются пушистым снегом. Лесным жителям будет тяжело найти себе обед.

3. Мальчики ходили на речку. Там они ловили рыбу и купались. Сергей поймал окуня, а Павлику попалась на крючок щука.

Для усвоения темы «Изменение глаголов прошедшего времени породам и числам»будут использованы следующие проблемные задачи.

  • На доске записано:

Дуб зеленел__.

Липа зеленел __.

Дерево зеленел __.

Травы зеленел __.

- Какой частью речи являются слова в предложениях?

- Назовите существительные, в каком числе они употреблены?

- Определите род данных имён существительных.

- Прочитайте глаголы. Согласны ли вы с таким написанием?

- Допишите окончания.

- В каком времени употреблены данные глаголы?

- Определите число данных глаголов.

- Назовите глаголы прошедшего времени, единственного числа вместе с относящимися к ним существительными.

- Почему у глаголов разные окончания, от чего зависит окончание глаголов?

- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе?

- По каким признакам можно определить род глагола в прошедшем времени в единственном числе?

- Существительные и глаголы во всех предложениях поставьте во множественное число.

- Выделите окончание глаголов.

Для усвоения правила «Написание не с глаголами:

  • Придайте словам любил, читал, писалотрицательный смысл.Определите, что помогло это сделать.
  • Соедините начало и конец пословицы.

Кто (не)работает,                 (не)дружит.

С ложью правда                 и рыбку из пруда.

Без труда (не)вытащишь     (не)делает.

Лень добра                         тот (не)ест.

Как нужно писать частицуне с глаголами?

После того как будут проведены все уроки по теме «Глагол» в двух классах, ученикам экспериментального и контрольного классов будет предложена проверочная работа с целью проверки эффективности использования проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах (контрольный этап эксперимента). Проверочная работа будет состоять из пяти заданий.

1. Выберите верное утверждение:

1) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

2) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что делает? что будет делать?  что делал? и обозначает действие предмета.

3) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? и обозначает признак предмета.

2. Прочитайте текст. Выпишите глаголы, которые употреблены в форме множественного числа.

Гроза

После обеда потемнело. Надвинулась гроза. Чёрная туча закрыла всё небо.Закапал мелкий дождь. Вот он перешёл в настоящий ливень.

Через час всё прошло. Показалось солнышко. На листьях деревьев засверкали капли воды. Зачирикали воробьи. Во двор выбежали ребята. Как хорошо стало после дождя!

3. Прочитайте. Найдите глаголы и укажите их время.

Домики над морем опустели,

Стихли все прощальные слова.

Золотой шуршащей каруселью

Кружится над лагерем листва. (В. Орлов)

4. Прочитайте текст. Найдите ошибки в глаголах и исправьте их.

Первые книги появилось вместе с «крещением Руси». Начало школьному обучению положили князь Владимир Красное Солнышко. Постепенно число школ росла. Книга пользовалось большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги спасала в первую очередь.

5. Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки.

Упустишь голову рыбы, за хвост (не)поймаешь.

На час отстанешь – за день (не)догонишь.

Из песни слов (не)выкинешь.

Для определения динамики изменения уровня знаний и умений по теме «Глагол» на контрольном этапе эксперимента будет повторно использована методика М.В. Матюхиной.

Таким образом, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента даст нам видимый результат: целесообразно ли использовать разработанные нами проблемные задачи на уроках русского языка в 3 классе при изучении темы «Глагол».

 

Список литературы

  1. Дубровская, Е.В. Технология проблемного обучения / Е.В. Дубровская // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/tehnologiya-problemnogo-obucheniya. – Дата доступа: 22.11.2012.
  2. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. –  Волгоград: Высшая школа, 1983. – 96 с.
Запись опубликована в рубрике 2013, Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>