Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1].
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Выделяются три крупнейших темы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач.
Нами разработаны проблемные задачи для учащихся 3-го класса по теме «Глагол». Их можно разделить на пять блоков:
1) направленные на формирование общего лексико-грамматического понятия «глагол»;
2) направленные на изучение грамматической категории числа глагола;
3) направленные на изучение грамматической категории времени глагола;
4) направленные на усвоение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»;
5) направленные на усвоение правила «Написание не с глаголами».
Для определения эффективности использования разработанной нами серии проблемных задач по теме «Глагол» для 3-го класса в апреле – мае 2012-13 учебного года планируется проведение параллельного эксперимента, в котором будут участвовать два класса. Базой эксперимента была выбрана Волковысская общеобразовательная школа Гродненской области. В исследовании будут участвовать два класса: 3 «А» (контрольный) и 3 «Е» (экспериментальный). Проведение эксперимента планируется в обычных условиях без нарушения повседневного хода занятий.
Задача констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень знаний по теме «Глагол». Для этого учащимся будет предложена проверочная работа, состоящая из пяти заданий.
1. Прочитайте слова. Выпишите те слова, которые обозначают действие: Дождь, прыгает, зелёный, лес, пишет, добрый, читает.
2. Соедините стрелками глаголы с вопросами, на которые они отвечают.
Что делал? поёт
Что делает? запоёт
Что сделает? пел
3. Прочитайте текст. Выпишите глаголы, которые употреблены в форме единственного числа.
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом ты пойдёшь в лес, то на листьях, в траве увидишь алмазы. Алмазы блестят и переливаются разными цветами: жёлтым, красным, синим. Это капли росы сверкают на солнце.(По Л. Толстому).
4. Прочитайте. Найдите глаголы и укажите их время.
Повар готовил обед,
Но тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Сахар сыплет в бульон
И радуется очень он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет. (О. Григорьев.)
5. Прочитайте пословицы. Спишите, раскрывая скобки.
Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет.
Без правды (не)живут, а только мучаются.
Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.
На первом этапе эксперимента проверочная работа поможет выявить уровень сформированности:
1) умения находить глагол среди других частей речи;
2) умения классифицировать глаголы в зависимости от вопроса, на который они отвечают;
3) умения определять число и время глаголов.
Кроме того, она продемонстрирует орфографическую догадку учащихся (написание не с глаголами).
М.В. Матюхина выделяет пять уровней сформированности знаний и умений: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. На них мы и будем ориентироваться при подведении итогов проверочной работы [2, с. 64].Уровень сформированностизнаний и умений на констатирующем этапе мы будем вычислять по формуле:
Y = P/K ∙ 100%,
где Y – уровень сформированностиумений, P – количество правильно выполненных заданий, К – количество предложенных заданий.
На формирующем этапе эксперимента будут проводиться уроки по теме «Глагол»: в контрольном классе – по традиционной системе обучения, а в экспериментальном классе – с использованием проблемных задач.
Задачи формирующего этапа:
1) формирование общего лексико-грамматического понятия «глагол»;
2) изучение грамматической категории числа глагола;
3) изучение грамматической категории времени глагола;
4) усвоение темы «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам»;
5) усвоение правила «Написание не с глаголами».
С целью формирования общего лексико-грамматического понятия «глагол» мы будем использовать следующие проблемные задачи:
- Составьте два предложения со словомпила, чтобы оно являлось в одном предложении существительным, а в другом – глаголом.
- Спишите предложения и подчеркните в них глаголы.
Весной дятел строит себе гнездо. Он долбит своим крепким носом мягкое дерево. Из дупла дятел выбрасывает весь мусор, кору, щепки.
С целью изучения грамматической категории числа глагола будут использованы следующие проблемные задачи:
- На доске записано два предложения:
Мальчик ловит рыбу. Мальчики ловят рыбу.
- В форме какого числа употреблён глагол в первом предложении? (В единственном.)
- Почему? (Действие выполняет один человек.)
- А во втором предложении? (Во множественном, так как действие выполняет несколько человек.)
- Из ряда словосочетаний, запишите те, в которых глагол употреблён в форме единственного числа.
Мальчик бегает, бабочки летают, птицы поют, девочка читает, мама работает, повара готовят, собака лает, ученик пишет.
С целью изучения грамматической категории времени глагола:
- Ученикам будет предложено три предложения:
1. Ребята ходили в кино.
2. Ребята идут в кино.
3. Ребята пойдут в кино.
Необходимо выделить предложения, где глагол обозначает действие, которое уже прошло (происходит или произойдёт) и поставить к этим глаголам вопросы.
- Спишите текст, в котором глаголы употреблены в прошедшем времени.
1. Идёт урок рисования. На партах лежат альбомы и карандаши. Дети рисуют осень.
2. Скоро наступит зима. Все деревья покроются пушистым снегом. Лесным жителям будет тяжело найти себе обед.
3. Мальчики ходили на речку. Там они ловили рыбу и купались. Сергей поймал окуня, а Павлику попалась на крючок щука.
Для усвоения темы «Изменение глаголов прошедшего времени породам и числам»будут использованы следующие проблемные задачи.
- На доске записано:
Дуб зеленел__.
Липа зеленел __.
Дерево зеленел __.
Травы зеленел __.
- Какой частью речи являются слова в предложениях?
- Назовите существительные, в каком числе они употреблены?
- Определите род данных имён существительных.
- Прочитайте глаголы. Согласны ли вы с таким написанием?
- Допишите окончания.
- В каком времени употреблены данные глаголы?
- Определите число данных глаголов.
- Назовите глаголы прошедшего времени, единственного числа вместе с относящимися к ним существительными.
- Почему у глаголов разные окончания, от чего зависит окончание глаголов?
- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени в единственном числе?
- По каким признакам можно определить род глагола в прошедшем времени в единственном числе?
- Существительные и глаголы во всех предложениях поставьте во множественное число.
- Выделите окончание глаголов.
Для усвоения правила «Написание не с глаголами:
- Придайте словам любил, читал, писалотрицательный смысл.Определите, что помогло это сделать.
- Соедините начало и конец пословицы.
Кто (не)работает, (не)дружит.
С ложью правда и рыбку из пруда.
Без труда (не)вытащишь (не)делает.
Лень добра тот (не)ест.
Как нужно писать частицуне с глаголами?
После того как будут проведены все уроки по теме «Глагол» в двух классах, ученикам экспериментального и контрольного классов будет предложена проверочная работа с целью проверки эффективности использования проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах (контрольный этап эксперимента). Проверочная работа будет состоять из пяти заданий.
1. Выберите верное утверждение:
1) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
2) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что делает? что будет делать? что делал? и обозначает действие предмета.
3) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? и обозначает признак предмета.
2. Прочитайте текст. Выпишите глаголы, которые употреблены в форме множественного числа.
Гроза
После обеда потемнело. Надвинулась гроза. Чёрная туча закрыла всё небо.Закапал мелкий дождь. Вот он перешёл в настоящий ливень.
Через час всё прошло. Показалось солнышко. На листьях деревьев засверкали капли воды. Зачирикали воробьи. Во двор выбежали ребята. Как хорошо стало после дождя!
3. Прочитайте. Найдите глаголы и укажите их время.
Домики над морем опустели,
Стихли все прощальные слова.
Золотой шуршащей каруселью
Кружится над лагерем листва. (В. Орлов)
4. Прочитайте текст. Найдите ошибки в глаголах и исправьте их.
Первые книги появилось вместе с «крещением Руси». Начало школьному обучению положили князь Владимир Красное Солнышко. Постепенно число школ росла. Книга пользовалось большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги спасала в первую очередь.
5. Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки.
Упустишь голову рыбы, за хвост (не)поймаешь.
На час отстанешь – за день (не)догонишь.
Из песни слов (не)выкинешь.
Для определения динамики изменения уровня знаний и умений по теме «Глагол» на контрольном этапе эксперимента будет повторно использована методика М.В. Матюхиной.
Таким образом, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента даст нам видимый результат: целесообразно ли использовать разработанные нами проблемные задачи на уроках русского языка в 3 классе при изучении темы «Глагол».
Список литературы
- Дубровская, Е.В. Технология проблемного обучения / Е.В. Дубровская // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/tehnologiya-problemnogo-obucheniya. – Дата доступа: 22.11.2012.
- Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград: Высшая школа, 1983. – 96 с.