Учебная деятельность, как любая другая продуктивная деятельность, связана с активной работой мышления. Основные мыслительные операции, выделяемые психологами это операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Объект нашего исследования – сравнение – логическая операция, которую К.Д.Ушинский называл «основой всякого понимания и всякого мышления». «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представлялся какой-нибудь предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить, если бы такой предмет был возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова» [1, с. 375].
Сравнение – «это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение» [2,с. 347].
Роль сравнения в процессе формирования основных логических форм исследует в своих работах А. М. Плотников. Он продолжает и углубляет материалистическое учение И. М. Сеченова о роли сравнения в процессе формирования понятий, суждений и умозаключений. Вслед за И. М. Сеченовым А. М. Плотников утверждает, что «всякая мысль как процесс есть акт сопоставления, сравнения». И.М. Сеченов считал способность сравнения самым драгоценным умственным сокровищем человека [3].
В научной методической и психологической литературе отмечается, что при подготовке детей к обучению в школе приоритетное внимание необходимо уделять не столько запасу готовых знаний и шаблонных действий, сколько развитию умственных способностей ребенка. Известно, что каждый воспитатель должен развивать логическое мышление ребенка. Это требование сформулировано в объяснительных записках к программам, об этом пишут в методической литературе. Однако на сегодняшний день нет конкретной программы формирования у детей логических приемов мышления. Работа над развитием логического мышления, в том числе и формирования умения сравнивать, проходит у педагогов «вообще» – без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания последовательности формирования. Это приводит к тому, что большинство дошкольников, а потом и школьников не овладевают начальными приемами мышления.
Исправить ситуацию могла бы специальная программа обучения мыслительным операциям и прежде всего операции сравнения, основанная на знании специфики усвоения детьми некоторых приемов логического мышления, учитывающая психофизиологические и индивидуально-возрастные особенности детей.
Программа должна учитывать, что умение сравнивать включает в себя такие учебно-познавательные действия как:
- определение линий сравнения;
- выделение в объектах признаков различия и сравнение по ним;
- выводы о различии в объектах;
- определение признаков и свойств объектов по линиям сходства;
- выделение признаков сходства в объектах;
- выводы о сходстве объектов.
В программе должен быть отражен тот факт, что сравнение может идти как по качественным характеристикам того или иного свойства, (например, по цвету, форме), так и по количественным характеристикам (например, больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже). При количественном сравнении необходимо наличие единственного образца (меры), с помощью которого и производится сравнение.
Программа должна предполагать контроль за формированием умения и навыка. Умение сравнивать считается освоенным дошкольниками, если школьники:
- самостоятельно выбирают несколько оснований (линий) для сравнения трех-четырех объектов;
- умеют находить признаки сходства и различия объектов разного вида
на образном и понятийном уровне по существенным признакам;
- умеют самостоятельно делать вывод о сходстве и различии, аргументируют его;
– с помощью взрослого или самостоятельно умеют обобщать и моделировать результат сравнения.
Для реализации программы по совершенствованию формированию умения сравнивать необходимы следующие условия:
- включение в содержание программного материала заданий, направленных на формирование данного умения,
- использование специальной методики организации учебно-познавательной деятельности дошкольников, способствующей формированию умения обобщать.
По нашему мнению, содержание программы должно предполагать:
1) совершенствование содержания дошкольного образования, т.е. подбор и системно выстроенных соответствующих заданий и упражнений;
2) организацию познавательно-развивающей деятельности дошкольников, способствующую формированию умений анализировать и сравнивать (процессуальный аспект).
Реализация программы должна начинаться с определения исходного уровня сформированности умения проводить процедуру сравнивания у детей. Для мониторинга был использован тест школьной зрелости (Я. Йирасик, А. Керн), адаптированный нами для групп детского сада № 69 г. Гродно. Анализ результатов проведенного мониторинга показал, что дети обладают средним и низким уровнем сформированности умения сравнивать. Полученные данные отражены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Результаты мониторинга по определению вербального мышления
Уровень развития сравнения | ЭГ № 6 | КГ № 7 |
Средний уровень | 31 % | 28,6% |
Ниже среднего уровень | 31,5 % | 23,8% |
Низкий уровень | 37,5% | 47,6% |
Анализ данных констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости развития логического мышления дошкольников. Мы предполагаем, что развитие логического приема сравнения у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при наличии специальной, базирующейся на знании характеристик процесса мышления у детей программы, которая будет реализовываться через целенаправленную и систематическую организацию комплекса заданий и игр специальной направленности.
Список литературы
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – Т.2. – М.: Учпедгиз, 1954. – 666 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок.57.000 слов / С.И, Ожегов; под.ред.чл-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1988– 750 с.
- Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. – М.: Госпилоиздат,1947. – С.358.