Подрецкая Г.Н. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА УМЕНИЮ СРАВНИВАТЬ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Учебная деятельность, как любая другая продуктивная деятельность, связана с активной работой мышления. Основные мыслительные операции, выделяемые психологами это операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения. Объект нашего исследования – сравнение – логическая операция, которую К.Д.Ушинский называл «основой всякого понимания и всякого мышления». «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представлялся какой-нибудь предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить, если бы такой предмет был возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова» [1, с. 375].

Сравнение –  «это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение» [2,с. 347].

Роль сравнения в процессе формирования основных логических форм исследует в своих работах А. М. Плотников. Он продолжает и углубляет материалистическое учение И. М. Сеченова о роли сравнения в процессе формирования понятий, суждений и умозаключений. Вслед за И. М. Сеченовым А. М. Плотников утверждает, что «всякая мысль как процесс есть акт сопоставления, сравнения». И.М. Сеченов считал способность сравнения самым драгоценным умственным сокровищем человека [3].

В научной методической и психологической литературе отмечается, что при подготовке детей к обучению в школе приоритетное внимание необходимо уделять не столько запасу готовых знаний и шаблонных действий, сколько развитию умственных способностей ребенка.  Известно, что каждый воспитатель должен развивать логическое мышление ребенка. Это требование сформулировано в объяснительных записках к программам, об этом пишут в методической литературе. Однако на сегодняшний день нет конкретной программы формирования у детей логических приемов мышления.  Работа над развитием логического мышления, в том числе и формирования умения сравнивать, проходит у педагогов «вообще» – без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания последовательности формирования. Это приводит к тому, что большинство дошкольников, а потом и школьников не овладевают начальными приемами мышления.

Исправить ситуацию могла бы специальная программа обучения мыслительным операциям и прежде всего операции сравнения, основанная  на знании специфики усвоения детьми некоторых приемов логического мышления, учитывающая психофизиологические и индивидуально-возрастные особенности детей.

Программа должна учитывать, что умение сравнивать включает в себя такие учебно-познавательные действия как:

- определение линий сравнения;

- выделение в объектах признаков различия и сравнение по ним;

- выводы о различии в объектах;

- определение признаков и свойств объектов по линиям сходства;

- выделение признаков сходства в объектах;

- выводы о сходстве объектов.

В программе должен быть отражен тот факт, что сравнение может идти как по качественным характеристикам того или иного свойства, (например, по цвету, форме), так и по количественным характеристикам (например, больше – меньше, длиннее – короче, выше – ниже). При количественном сравнении необходимо наличие единственного образца (меры), с помощью которого и производится сравнение.

Программа должна предполагать контроль за формированием умения и навыка. Умение сравнивать считается освоенным дошкольниками, если школьники:

- самостоятельно выбирают несколько оснований (линий) для сравнения трех-четырех объектов;

- умеют находить признаки сходства и различия объектов разного вида

на образном и понятийном уровне по существенным признакам;

- умеют самостоятельно делать вывод о сходстве и различии, аргументируют его;

– с помощью взрослого или самостоятельно умеют обобщать и моделировать результат сравнения.

Для реализации программы по совершенствованию формированию умения сравнивать необходимы следующие условия:

- включение в содержание программного материала заданий, направленных на формирование данного умения,

- использование специальной методики организации учебно-познавательной деятельности дошкольников, способствующей формированию умения обобщать.

По нашему мнению, содержание программы должно предполагать:

1) совершенствование содержания дошкольного образования, т.е. подбор и системно выстроенных соответствующих заданий и упражнений;

2) организацию познавательно-развивающей деятельности дошкольников, способствующую формированию умений анализировать и сравнивать (процессуальный аспект).

Реализация программы должна начинаться с определения исходного уровня сформированности умения проводить процедуру сравнивания у детей. Для мониторинга был использован тест школьной зрелости (Я. Йирасик, А. Керн), адаптированный нами для групп детского сада № 69 г. Гродно. Анализ результатов проведенного мониторинга показал, что дети обладают средним и низким уровнем сформированности умения сравнивать. Полученные данные отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Результаты мониторинга по определению вербального мышления

Уровень развития сравнения ЭГ № 6 КГ № 7
Средний уровень 31 % 28,6%
Ниже среднего уровень 31,5 % 23,8%
Низкий уровень 37,5% 47,6%

Анализ данных констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости развития логического мышления дошкольников. Мы предполагаем, что развитие логического приема сравнения у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при  наличии специальной, базирующейся на знании  характеристик процесса мышления у детей программы, которая будет реализовываться через  целенаправленную и систематическую организацию комплекса заданий и игр специальной направленности.

 

Список литературы

  1. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – Т.2. – М.: Учпедгиз, 1954. – 666 с.
  2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок.57.000 слов / С.И, Ожегов; под.ред.чл-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. –  М.: Рус. яз., 1988– 750 с.
  3. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. – М.: Госпилоиздат,1947. – С.358.
Запись опубликована в рубрике 2013, Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>