Бабич С.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Как известно, урок иностранного языка отличается от любого другого тем, что основная цель этого урока – обучение общению на иностранном языке. Согласно Концепции учебного предмета «Иностранный язык» основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании именно коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Моя задача, как учителя, приложить максимальные усилия в подготовке учащихся к межкультурному общению. Известно, что мотивация и желание учащихся узнавать и изучать что-то новое основываются на интересе, именно поэтому учитель всегда находится в поиске новых способов формирования интереса учащихся.

На своих уроках я активно использую технологию «Дебаты», так как считаю данную технологию не только интересной, но и одной из наиболее эффективных в процессе обучения иностранным языкам.

Дебаты были разработаны Карлом Поппером (1902-1994)-австрийским и британским философом и социологом. Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном обществе. Это – игровая технология, имеющая свои принципы и правила, позволяющая развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести спор, дискуссию, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Кроме того, дебаты развивают у участников мышление, включая умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников.

На мой взгляд, дебаты можно применять на разных ступенях обучения, а также среди учащихся с различным уровнем языковой подготовки.

Основными компонентами данной технологии являются тема и аргументы. Причем тема может быть как заранее известна учащимся, так, и предложена на уроке. Стоит подчеркнуть, что дебаты формируют у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных умения – восприятие речи на слух, чтение, говорение и письмо, именно эти умения в соответствии с нормативными документами должен развивать у учеников учитель иностранного языка. Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм игроки анализируют литературу, готовя опорные конспекты, тезисы, заметки, подборки цитат, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения.

Формат дебатов предусматривает:

  • участие двух команд (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;
  • время игры четко регламентировано (Все зависит от языковой подготовки учащихся, это может быть 4-7 минут. 1 представитель команды не может выступать более 1 минуты)
  • команды имеют право на минутное обсуждение внутри команды перед началом игры;
  • во время игры участники не имеют права использовать материалы, подготовленные заранее.

Так, например, в 9 классе в завершении темы «Средства связи», учащимся была предложена тема: “Means of Communication: friends or foes”. Тема была дана учащимся заранее, дома игроки еще раз ознакомились с литературой по теме, проанализировали плюсы и минусы всех средств связи, сделали пометки. Придя на урок, учащиеся были разделены на 2 команды, путем жеребьевки было решено, какая команда выступает в защиту данной темы, а какая является оппонентом. Меня очень порадовало, что аргументы учащихся относились к различным сферам жизнедеятельности: медицина, экономика, экология, наука и т.д. Это говорит о том, что ребята были заинтересованы данной темой, она вызвала у них интерес не только во время подготовки, но и во время игры.

Примером неподготовленной игры «Дебаты» является фрагмент урока в 9 классе по теме “Fashion”. Согласно календарно-тематическому планированию, одна из тем данного раздела звучит следующим образом “Follow or not to Follow Fashion?”. Именно так я и определила тему для очередных дебатов. Тема была дана учащимся на уроке, просто как этап урока, целью которого являлось развитие умений говорения. На основе знаний о моде, полученных на предыдущих уроках соответствующего раздела, учащиеся строили свои аргументы. Длительность игры в данном случае составила естественно не 7 минут, так как для неподготовленной темы это слишком много, а 4 минуты. Учащиеся высказывали свои точки зрения относительно темы. Выслушав все аргументы, в конце урока ребята сделали вывод, следовать или же не следовать моде.

В 11 классе мной был проведен урок по теме «Экология», полностью построенный на технологии «Дебаты». Игра состояла из 3 раундов. На уроке присутствовало жюри, которое оценивало качество аргументов, стратегию игры, а также сплоченность детей как команды. Две темы были известны игрокам заранее, одна из них была неизвестной. Первый раунд был основан на незнакомой теме “Today people are disable to save our planet”. Длительность первого раунда составила 3 минуты, перед началом игры ребятам была предоставлена минута для консультации друг с другом внутри команды. Следующий раунд основывался на известной ранее теме, но в нем принимали участие только по 2 участника из каждой команды. Длительность этого раунда 4 минуты. Так же, как и в первом случае, участникам было дано время для консультации. Во время раунда никто из представителей команд не может высказываться, кроме двух игроков. И третий этап, заключительный, основан на знакомой теме “Technological progress makes our life worse and short”. На данном этапе учащиеся дебатировали на протяжении 6 минут, высказывали свои аргументы, используя жесты, мимику, интонацию, с целью убедить нейтральную сторону в своей правоте.

Как показывает практика моей работы, если данный метод регулярно использовать на своих уроках, то в старших классах у ребят не возникает проблем с построением аргумента, исчезает страх высказать свою позицию, появляется уверенность в себе.

Технология дебатов применяется мной не только среди учащихся старших классов, но также и среди учащихся среднего звена. Так, работая в шестом классе по теме «Книги и фильмы», на дом учащимся было задано продумать и записать плюсы и минусы чтения книг в современном обществе. Ребята выполнили это задание, даже не догадываясь о том, что они будут делать на уроке. На уроке им была дана тема “Reading is not only boring but also useless”. Так как данная технология никогда раньше не использовалась в этом классе, в помощь учащимся были предоставлены речевые клише, позволяющие грамотно и логично изложить свою мысль. Это были фразы для выражения своего мнения:

risa1

А также фразы, позволяющие выразить противоположную точку зрения:

risa2

Ребята с удовольствием вступили в дебаты, и на основе заготовленных дома плюсов и минусов строили свои аргументы.

Наверное, как и работа с другими методами обучения, работа с технологией «Дебаты» столкнула меня с некоторыми трудностями. Во-первых, ребятам сложно отстаивать ту позицию, к которой они не склонны. А по правилам дебатов они вынуждены это делать, так как все определяет жребий. Сложно убедить нейтральную сторону в своей правоте, если ты сам придерживаешься другой точки зрения. Во-вторых, это сложность вовлечения всех учащихся команды с одинаковой долей активности. Если кому-то из участников команды тема дебатов неинтересна, то этот участник будет больше отсиживаться, нежели высказывать свою точку зрения.

Важно понимать, что использование только технологии «Дебаты» не подготовит учащихся к межличностному и межкультурному общению. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным. Использование данной технологии на уроках увеличивает интерес учащихся, повышает мотивацию к учению, формирует их учебно-познавательную, информационную и личностную компетенции.

Еще в 20-е годы руководитель школы имени Достоевского В.Н. Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип: «Поменьше учителя – побольше ученика». На мой взгляд, каждый учитель, применяющий на своих технологию «Дебаты», сможет сказать: «Это про меня!»

Мнения учащихся:

“Я думаю, дебаты – это отличная форма проведения уроков. Проводя дебаты, люди учатся отстаивать свое мнение и подкреплять его аргументами”

Егор С., учащийся 9 класса

“Дебаты – это хорошая практика в говорении и публичном выступлении, а также отличный способ обогащения своего словаря”

Никита Б., учащийся 9 класса

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий