Ерополова Д.С. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

УДК 376. – 056 . 264

Научный руководитель – Н. И. Акопян, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования, магистр педагогических наук

Как известно, в основе любой человеческой деятельности лежит мотивация. Понятие «мотивация» включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т.д. Мотив является причиной постановки той или другой цели. Цель – это то, на что направлена деятельность, а мотив – это то, ради чего он стремится достигнуть этой цели. Младший школьный возраст является периодом формирования у ребенка осознания себя как ученика, формирования определенных мотивов учения, которые во многом предопределят его успех в учении. Поэтому становится очень важно мотивировать учащихся к учению [1, c. 6].
В процессе развития положительного отношения к учебной деятельности у учащихся корригируются познавательные интересы, пополняются знания, формируются навыки и т.д. Все это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны – повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё лучшему отношению к школе [2, c. 25]. Поэтому формирование положительных мотивов учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в современной коррекционной педагогике является весьма важным и актуальным вопросом.
Изучением вопроса формирования учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались такие исследователи, как Б. И. Пинский [2], C. Л. Рубинштейн [3], Л.С. Выготский [4] и др.
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью преобладают игровой мотив, внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив, мотив получения отметки. Наибольшую силу для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет интерес к игровой деятельности. Основным же побудителем к учению является внешнее воздействие учителей, воспитателей, родителей и неосознанная привычка подчиняться школьным порядкам. Мотив получения отметки связан у детей с получением одобрения, похвалы, поощрения и эмоциональной поддержки учителя. Учитель является значимой и авторитетной фигурой для детей младшего школьного возраста. Остальные мотивы также имеют достаточную силу в учебной деятельности. Их умелое применение и использование может дать хорошие результаты [5, c. 35].
Таким образом, можно построить коррекционнопедагогическую работу по формированию учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью согласно следующим направлениям: формирование положительного отношения к учению, школе; формирование позиции школьника; развитие познавательных интересов к процессу и содержанию учебной деятельности.
Формирование положительного отношения к учебной деятельности представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов:
I этап – подготовительный. Ученик только начинает знакомство со школой, с ее требованиями и порядками. В этот период необходимо вызвать у ученика заинтересованность всем тем, с чем он сталкивается в процессе всей своей деятельности в школе.
II этап состоит в создании положительного отношения к учебной деятельности. На этом этапе необходимо формировать мотивы учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение учащихся способами деятельности, воспитание классного коллектива.
III этап состоит в воспитании у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей положительного отношения к учебной деятельности на возможно более высоком уровне, побуждаемого мотивами широкого социального значения. У учеников формируется реальное представление о будущей жизни и работе, а наряду с этим – любовь к труду и в доступной форме – чувство долга перед обществом [6].
Для формирования позиции школьника необходимо использовать следующие приемы:
– Организация ситуации личного выбора задачи, упражнения. Например, тематики задачи (какую задачу будешь решать: про грибы или про птиц?); степень сложности задачи (даются два конверта с надписями «лёгкая задача», «интересная, но трудная задача»); количество задач (сколько задач ты берёшься решить: одну или две?).
– Создание ситуации активного влияния в совместной деятельности или в игре «Я – учитель», внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи.
– Выбор партнера для совместной учебной деятельности. Детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать рыбу, сделать аппликацию и т.д.) [6].
К тому же, необходимо использовать всевозможные средства воздействия на школьника с интеллектуальной недостаточностью, способствующие возникновению познавательной активности и познавательного интереса. К числу таких средств относятся:
– подбор игрового и занимательного фактического материала к уроку;
– индивидуализация заданий учащихся с учетом круга их интересов, уровня знаний, умений и навыков, а также особенностей психики;
– раскрытие практической значимости выполняемого задания;
– создание в классе атмосферы товарищества, взаимопомощи, коллективного труда;
– избегание в своем стиле преподавания появления «антистимулов», таких, как бедность, будничность, серость, монотонность сообщаемой информации и т.п.;
– использование различных видов педагогической оценки, правильное понимание смысла отметки и отсутствие общей отрицательной оценки;
– создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся при помощи эмоциональности самого учителя, взаимной поддержки в деятельности учителя и учащихся («встречный процесс»), соревнования, поощрения;
– использование содержания обучения как источника стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизна информации, заострение противоречия между житейскими представлениями школьников и новым знаниями, практическая значимость знания в ближайшей зоне развития ребёнка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.);
– стимулирование познавательного интереса с помощью технологии обучения, включающей многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.);
– специальное обучение приемам умственной деятельности и учебной работы;
– использование проблемно-поисковых методов обучения, самостоятельных, творческих и практических работ [6].

Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью должна включать в себя такие направления, как формирование положительного отношения к учению, школе; формирование позиции школьника; развитие познавательных интересов к процессу и содержанию учебной деятельности. К тому же, данная работа гарантирует успешность при наличии у педагога нестандартного и креативного мышления, высокого профессионализма в подборе средств и методов работы, умения понимать своих учеников, устанавливать тесный эмоциональный контакт с каждым учащимся.

Список использованных источников:

  1. Матюхина, М. В. Мотивация учения / М. В. Матюхина. – Волгоград: Учитель, 1976. – 266 с.
  2. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. – М. : Академия, 1962. – 150 с.
  3. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника / С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 75 с.
  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М. : Просвещение, 2002. – 350 с.
  5. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. –  С. 23
  6. Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allbest.ru. – Дата доступа : 15.04.2017.

 

Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий