Зданович О.В. СТРУКТУРА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

УДК 37.022:376:004

Научный руководитель – Н.В. Крюковская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики специального образования.

Информационные и коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами информационно-коммуникационных технологий являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [2, с. 126].

Использование в специальном образовании средств, основанных на информационных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно эффективно решить при помощи традиционных средств обучения. Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, позволяют обеспечить учащимся с особенностями психофизического развития продуктивную деятельность моделирования объектов познавательной деятельности в доступных знаковых формах, экспериментирования с их характеристиками и соотношениями, выявление недоступных непосредственному восприятию связей между явлениями и процессами, закономерностей их изменения [1, с. 67–69].

Становление связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию у учащихся является очень трудным и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы. В процессе порождения связных высказываний учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для учащихся является контекстная форма речи [2, с. 321].

Использование информационных технологий позволит организовать процесс обучения более эффективно у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Осуществляется процесс коммуникации и взаимодействия для части учащихся. Информационные технологии является уникальным и единственным средством, способным обеспечить взаимодействие к общению с окружающим миром. Основными преимуществами информационных технологий являются: повышение мотивации учащихся; повышение познавательной активности за счёт разнообразных форм работы; индивидуализация обучения; рост объема выполняемых заданий; освоение учащимися новых информационных технологий; возможность включения игрового момента.

Для формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью нами была подготовлена компьютерная игра «День рождения Зайчика», разработанная с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Цель данной статьи – описать структуру компьютерной игры, направленной на формирование связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в IV классе.

Использование компьютерной игры «День рождения Зайчика» основано на следующих принципах:

  • принцип наглядности предполагает использование иллюстрационного материала, аудиоматериала, что помогает включить в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой, тактильный;
  • принцип доступности помогает учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения предложенного материала;
  • принцип последовательности и систематичности материала, представленного в компьютерной игре, направлен на усвоение знаний учащихся в определённом порядке, системе, логики её построения.

Разработанная нами компьютерная игра предполагает решение следующих задач:

– формировать связную речь;

– развивать зрительную и слуховую память;

– обогащать словарный запас учащихся по лексической теме «Дикие животные»;

– формировать представления о диких животных;

– развивать произвольное внимание;

– развивать самостоятельность.

Игра разработана для использования на коррекционных занятиях «Развитие познавательной деятельности» с учащимися с интеллектуальной недостаточностью и направлена на формирование следующих умений связной речи:

– составлять распространенные предложения;

– составлять рассказ-описание с опорой на схему;

– составлять целостный рассказ;

– пользоваться планом рассказа;

– устанавливать последовательность сюжетных картинок;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– устанавливать временные отношения между событиями (что было раньше, что будет потом).

Компьютерная игра состоит из нескольких блоков, каждый из которых направлен на решение определенных задач.

Первый блок – блок «Письмо». Задачи данного блока: формировать умение выделять основные признаки животного, правильно и четко излагать свои мысли. В данном блоке учащиеся знакомятся с главным героем Зайчиком, пишут от имени героя письмо гостям. При написании письма учащиеся описывают зайчика по следующим направлениям: «Какой Зайчик?», «Из каких частей состоит Зайчик?», «Где может жить Зайчик?», а также «Чем питается Зайчик?». Из предложенных на экране характеристик учащиеся выбирают правильные.

Второй блок – блок «Описание друзей Зайчика». Задачи данного блока: формировать умение составлять рассказ-описание с опорой на схему. Друзья Зайчика пишут ему ответное письмо, где рассказывают о себе. В данном блоке учащиеся описывают зверей по такому же плану, как и Зайчика. Однако, в конце каждого описания учащиеся составляют рассказ-описание, используя схему, предложенную на слайде.

Третий блок – блок «Подарки». Задачи данного блока: формировать умение составлять распространенные предложения по схеме. При выполнении данного задания, учащиеся определяют подарки, которые подарили гости Зайчику. Для этого учащиеся соотносят цвет подарка, с цветом квадрата, расположенного возле животного. Далее учащиеся узнают, какие подарки подарили гости Зайчику, и в соответствии с этим составляют предложения по схеме. После составления предложений учащимся предлагается вспомнить, какие подарки подарили Зайчику гости. Для этого на слайде представлены предложения в виде картинок. В них пропущена одна картинка, учащиеся должны восстановить пропущенную картинку и составить предложение.

Четвертый блок – блок «Угощения». Задачи данного блока: формировать умение составлять целостный рассказ. Учащимся предлагается дополнить предложения. Для этого им необходимо соотнести изображение угощений с соответствующим предложением. В конце задания, учащиеся должны составить рассказ про угощения, которые приготовил Зайчик для гостей.

Пятый блок – блок «Составь рассказ по плану». Задачи данного блока: формировать умение составлять рассказ, пользуясь планом. Учащимся предлагается план рассказа, состоящего из четырех пунктов: знакомство с Зайчиком, письма гостей Зайчика, подарки для Зайчика и угощения для гостей. Если учащийся испытывает трудности при выполнении данного задания, ему предлагаются два вида помощи: картинки с изображением животных и частично написанный текст, либо предметные и сюжетные картинки.

Шестой блок – блок «Восстанови последовательность событий». Задачи данного блока: формировать умение устанавливать последовательность событий. На слайде представлены сюжетные картинки, расположенные в неправильной последовательности. Учащимся необходимо установить в правильном порядке данные картинки. После того, как школьники выполнят задание, они составляют рассказ с опорой на составленную последовательность картинок.

Так как учащиеся в IV классе умеют читать, инструкции к каждому заданию предлагаются в письменном варианте на экране.

Работа с компьютерной игрой на коррекционных занятиях не  превышала 10 минут. После проведения работы за компьютером проводилась зрительная гимнастика. С целью повышения мотивации учащихся игра предполагает использование аудиозаписей с поощрениями, такими как «молодец», «правильно», «все верно».

Применение компьютерных технологий при работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью формирует познавательную мотивацию, увеличивает их интерес на занятии. Осуществляется получение доступа к информации в адаптированном, наиболее понятном и удобном виде.

Список использованных источников

  1. Кукушкина, О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Специальное образование : состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3. – С. 67–76.
  2. Логопедия: учебное пособие для студентов пед. вузов специальности «Дефектология» / Под ред. П. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 365 с.
  3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 204 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий