Лапковский Н.Д. СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА

УДК 070(476)(043.3)

Научный руководитель – Т.А. Пивоварчик, кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой журналистики

Средства массовой информации стали частью нашей повседневной жизни. Они встречаются нам везде: и на улице, и дома. Язык СМИ отражает все изменения, происходящие в нашей обыденной речи, и сам активно воздействует на нее. Особенно важна в этом роль газет, журналов и другой печатной публицистической продукции.

Заголовок – неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, поскольку он является первым звеном, на которое обращает внимание читатель при знакомстве с полосой. Заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения, поэтому должен иметь эмоциональную окраску, возбуждать читательский интерес, привлекать внимание.

Являясь первой проверкой взаимопонимания автора и читателя, заголовок сам по себе обычно выразителен настолько, что вызывает активную реакцию читателя. Еще до знакомства с текстом читатель может задуматься, заинтересоваться, переключиться на ожидание – одним словом, настроиться на восприятие текста. При ознакомлении с газетным текстом читатель прежде всего обращается к заглавию, а затем воспринимает информацию, содержащуюся в целом тексте.

Человечество вошло в третье тысячелетие новой эры, в период, когда в мире происходят сложные глубинные процессы. Социологи дают различные характеристики нашему времени, одна из них определяет его как век информации. В настоящее время среди средств массовой информации большой популярностью пользуются радиовещание и телевидение. Однако социологические исследования отмечают и высокий престиж массовой печати в пропаганде идей, в освещении и комментировании событий общественной и международной жизни.

В последние годы возрос интерес к изучению газетных заголовков, причём в различных аспектах: в синтаксическом и функционально-стилистическом плане (Р. А. Будагов, Н. П. Харченко), в плане текстообразующей роли (Л. А. Коробова, Г. Г. Хазагеров) и в собственно стилистическом плане (В. С. Мужев, Н. Е. Бахарев).

Современная газетная речь потому привлекает внимание многих учёных, что «газета сегодня – в поиске выразительных средств, в поиске нового». Газета имеет уникальную возможность не только сообщать читателям разнообразную информацию, но и воздействовать на огромную читательскую аудиторию. В связи с этим журналисты заинтересованы в том, чтобы с помощью информации привлечь внимание читателя, вызвать его интерес, создать определённое настроение. Необходимо также, чтобы читатель постоянно ощущал свежесть формы и оригинальность мысли. В качестве одного из средств привлечения внимания к публикации журналисты часто используют газетный заголовок [1, с. 48].

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают [2, с. 35]. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Заметим, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак. Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания.

Интерес к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возник в 60-е гг. XX века. Интерес этот не случаен, так как именно в эти годы существенно усложнилась структура газетного заголовка, расширился круг его функций . Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. «Заголовочное чтение» – это первоначальная ориентация читателя в содержании газеты. Отсюда следует важность изучения заголовка как средства играющего главную роль на странице [3, с. 7].

В данной статье нами будет проведён анализ заголовков газеты «Вечерний Гродно» за 2016 год. В ходе исследования были выбраны и проанализированы 280 заголовков статей газеты. В результате даже поверхностного анализа заголовков можно констатировать, что заголовки исследуемой газеты, безусловно, выполняют все функции, свойственные и центральным, и местным газетам. Но доминируют при этом две функции: номинативная и информативная. Это объясняется прежде всего официальностью учредителя, ведущим направлением газеты – давать информацию жителям города и области о важных, на взгляд законодательной и исполнительной властей, событиях и фактах. А также доводить до сведения подписчиков некоторые региональные новости. Поэтому типичны названия статей с отсутствием эмоционально-оценочного фона: «Эхо праздника», «На постоянный контроль», «Заседание городского собрания», «Форум сотрудничества», «Экология как воспитание», «Профессия творческая», «От Гродно – до Белостока» и многие другие.

Читатели, конечно же, предпочитают не только содержательно-рациональные, но и одновременно эмоционально-загадочные заголовки. Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т.д. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации.  Рекламная функция заголовков  практически отсутствует. Можно привести единичные примеры: «Не ставь на себе клеймо», «Не упускайте свой шанс!», «Не дороже денег», «Эй вы там, наверху!», «Осторожно, мошенница!».

На фоне большого количества нейтральных заголовков ярче воспринимаются, пусть немногочисленные, но достаточно экспрессивные, которые лучше запоминаются, и выразительность газеты от этого не страдает. Анализ показал, что примерное соотношение нейтральных и экспрессивно-оценочных заголовков – 70 % к 30 %. Такое соотношение, безусловно, объясняется сущностью и основной ролью газеты. Все перечисленные выше заголовки экспрессивны, иначе они не выполняли бы рекламную функцию. Другие, типичные для данной газеты, эмоциональные заглавия: «Желаю новых побед!», «Подарите ребенку семью!», «Ярмарка гуляла, гостей созывала!», «Нам не дано предугадать», «Пусть не покинет вас мечта», «И нет у милосердия границ» и другие.

Вторым объектом исследования является синтаксическая структура газетного заголовка. В синтаксическом отношении заглавие любого периодического издания строится по определенным моделям, порожденным общими законами синтаксиса. «Вечерний Гродно» – типичное в этом отношении издание.

Достаточно часто (50 из 280 единиц) в качестве заголовков выступают 2 типа словосочетаний, которые приобретают в газете вполне самостоятельное значение. Это словосочетанія следующей структуры:

  • существительное + существительное в Р.п.: «Аллея памяти», «Слова признания», «Дань уважения», «Профилактика безнадзорности», «Дань мужеству», «Труд газетчиков», «По просьбе гродненцев».
  • прилагательное + существительное: «Августовский педсовет», «Профессия творческая», «На постоянном контроле», «Счастливые улыбки», «Юные олимпийцы». Эти клише практически все лишены экспрессии, метафоричности (за исключением 2). Их функция чисто номинативная. Подобная структура популярна была в журналистике 70–80 годов ХХ века. Журналистика современности к ним уже не тяготеет, поэтому подобные заголовки сегодня не очень интересны для читателя, ни хрестоматийны.

Массовыми в СМИ сегодня являются предикативные (глагольные) конструкции, в них закладывается действие или побуждение к нему, динамичность, стремительность – все, что нужно читателю в «бешеном» ритме жизни, особенно городской. В «Вечернем Гродно» предикат в заголовках активен. Можно выделить следующие типы глагольных конструкций:

предикат + субъект действия = грамматической основе двусоставного предложения: «Выборы состоялись», «Чиновники будут отчитываться», «Обсуждены актуальные вопросы».

  • предикат + объект действия = односоставному определенно-личному или неопределенно-личному предложению: «Готовимся к паводку», «Постоянно совершенствуемся», «Служат примером», «Поставим точки над i».
  • побудительные усеченные предложения: «Помоги ближнему!», «Пусть парк будет зеленым», «Обратите внимание!».
  • инфинитивные конструкции: «Быть смелым, здоровым, умелым», «Соблюдать чистоту!», «И надо все успеть».

Побудительные предложения и инфинитивные конструкции очень близки и по структуре и по доле выразительности. Они несут определенную экспрессию, так как рассчитаны на воздействие, на соучастие. Выразительны всегда и возвышенны  вопросительные и восклицательные предложения. Но их доля в объекте нашего исследования, к сожалению, мала и составляет 7% заголовков.

Современные СМИ, и наша газета в том числе, тяготеют к парцелляции – намеренному членению предложений на короткие части и неполному предложению – с пропуском одного из членов предложения. При последнем активную позицию занимает тире – обязательный знак препинания для неполного предложения. Вот типичные примеры подобных конструкций: «Социальная служба – в помощь населению», «От Гродно – до Белостока», «Все внимание – благоустройству», «Коляску – инвалиду!», «Стиль работы – на новый уровень» и др.

Исследователи языка газеты отмечают активность беспредекативных (назывных) конструкций. Они очень похожи на словосочетания, но отличаются 1–2 дополнительными словами и относительной законченностью мысли, свойственной любому предложению: «Тропинка, ведущая к школе», «На радость себе и людям», «Профилактика безнадзорности и правонарушений». «Километры пройденных дорог», «Мастер необычного строительства», «Тепло семейного очага», «Урок длиною в 80 лет». Подобных предложений в общей системе заголовков газеты – 15–20 %. Назывные предложения – это лаконичная форма изображения любых событий, описание картин природы, состояния человека. Указывая на предмет, место, время действия, назывные предложения вводят читателя в содержание статьи, которую предстоит прочитать, уже в самом заголовке. Как отмечают исследования, именно беспредикативные конструкции «наступают на пятки» предикату (глаголу) в современной публицистике, и в журналистике в частности.

На заголовки, представляющие собой простое предложение с именной частью составного сказуемого (выраженного существительным) приходится 8–10 %. Такие предложения делают заголовки отрывистыми, емкими, содержательными: «Социальная сфера – важнейший аспект работы», «Наши земляки – наша гордость», «Имя тебе – воспитатель», «Надежда – надежный человек», «Благодарность – улыбки ребят». Необходимо также отметить, что такая конструкция используется корреспондентами газеты «Вечерний Гродно» чаще всего при написании коротких заметок и очерков.

Заголовок – всегда суть, стержень, ядро содержания статьи, репортажа, очерка, интервью в журналистике. Это визитная карточка. Иногда журналисты обдумывают название своей работы дольше, чем пишут саму работу. Меняют, отшлифовывают каждое слово в заголовке, так как осознают, что «встречают человека по одёжке», так же, как статью по названию. Выразительный заголовок  может передать не только суть статьи, но и мысль автора или его отношение к изображаемому, эмоционально воздействовать на читателя, «зарядить» его на прочтение. Выразительность заголовка может достигаться любыми языковыми средствами: фонетическими, словообразовательными, синтаксическими, лексическими.

Можно с уверенностью сказать, что большинство из структурных моделей заголовков, описанных в работе, являются выразительными средствами на уровне синтаксиса. В газете «Вечерний Гродно» наиболее ориентированы на выразительность все конструкции с тире и побудительные предикативные предложения с восклицательным знаком.

Среди художественно-изобразительных лексических средств можно выделить метафорические словосочетания типа «Аллея памяти», «Эхо праздника», «Тепло семейного очага», «С открытым сердцем» и другие. Наблюдаются в анализируемых заголовках и перифразы: «Частица великой страны» (Гродно), «Второй дом для ребят»(школа), «Люди в белых халатах» (врачи).

Традиционно выразительны заголовки-цитаты (строки из песен, стихов, поэм, а также афоризмы, пословицы). Заголовки-цитаты в газете «Вечерний Гродно» чаще используются для очерков: «И не забыть, как мы дарили друг другу нежно два кольца», «В великий день – бессмертный день», «Уж сколько раз твердили миру», «Нам не дано предугадать…», «Поставим точку над i», «Ярмарка гуляла, гостей созывала», «Эй вы там, наверху!» и другие.

Стилистическая фигура речи антитеза в сочетании с противительной конструкцией отмечается в таких заголовках, как: «Мы многое помним – что-то забыли», «Выборы прошли- работа началась», «Нарушил закон – заплати штраф». Выразительность в подобных заголовках заключена в противопоставлении и одновременно в рублености фразы.

Таким образом, анализ заголовков газеты «Вечерний Гродно» показал, что доминирующими функциями газетного заголовка являются номинативная и информативная; заголовки отличаются разнообразными структурными моделями, отражают общие тенденции современной журналистики; использование традиционных изобразительно-выразительных средств в заголовках показывает стандартизированность издания.

Список использованных источников

  1. Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. – М. : Аспект-Пресс, 2004. – 288 с.
  2. Кубанова, А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы / А.З. Кубанова // Русский язык и литература. – 2004. – №6. – С.32–37.
  3. Терентьева, Л.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий: Автореф на соискание учен.степени канд.филол.наук / Л.В. Терентьева. – Куйбышев, 1990. 19 с.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий