УДК 376:004
Научный руководитель – Л. П. Вильчинская, заведующий кафедрой теории и методики специального образования ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат медицинских наук, доцент
Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием коррекционно-развивающего процесса, так как в последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе с учащимися с особенностями психофизического развития разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество логопедической работы в целом. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике.
Как утверждает М. М. Резцова, современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать стоящие перед учителями-дефектологами задачи [1].
В последнее время в коррекционно-развивающей работе педагогов особое место занимает использование интерактивной доски, которая помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д. [2].
Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:
— повысить мотивацию учащихся на занятиях;
— повысить качество обучения детей с нарушениями речи за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
— предоставлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
— мобилизовать внимание детей;
— развивать психологическую базу речи: восприятие, внимание, мышление за счет повышения уровня наглядности;
— использовать различные цифровые образовательные ресурсы (Smart Notebook);
— раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
— проводить образовательную деятельность на высоком методическом уровне.
По мнению Н. К. Кадочниковой, при работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения [3]. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что учитель и учащиеся расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень.
Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека. Общение с электронными средствами обучения вызывает у учащихся интерес сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность [4].
Проведённое нами исследование на базе «Средней школы № 2 г. Гродно» дало следующие результаты: у 5 из 6 учащихся III класса с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, уровень сформированности монологической речи на уровне ниже среднего, и только у 1 учащегося уровень развития монологической речи был средним (рисунок 1). Шкала оценки монологической речи разработана на основе баллов за каждое задание: высокий уровень (40–35 баллов), средний уровень (34–20 баллов), уровень ниже среднего (19–9,5 баллов), низкий уровень (8–0 баллов).
Рисунок 1. – Исходный уровень сформированности монологической речи
Рисунок 1. – Исходный уровень сформированности монологической речи
Для проведения формирующего эксперимента по развитию монологической речи были разработаны конспекты занятий на основе использования серии сюжетных картин с применением интерактивной доски SMART Board.
Конспекты соответствовали тематическому планированию, задания в них содействовали реализации поставленных коррекционных задач, а также задач, способствующих формированию связной монологической речи:
— Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
— Развивать умение целостно воспринимать образ предмета или явления;
— Развивать умение выражать мысли с помощью языковых средств;
— Развивать умение формировать замысел сообщения;
— Развивать умение переводить слова из пассивного словаря в активный;
— Развивать умение подбирать синонимы и однокоренные слова;
— Развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Технология работы интерактивной доски является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Первоначальным этапом работы стало изучение устройства интерактивной доски, программы Smart Board, освоение навыков работы на интерактивной доске. Следующей задачей стало использование интерактивной доски в непосредственно коррекционно-развивающей деятельности с учащимися III класса с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи, в рамках формирующего эксперимента.
Интерактивная доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием начали осваивать работу на ней. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Эргономичный дизайн доски, лотка, маркеров и ластика максимально удобен для детей младшего школьного возраста. Большая площадь поверхности доски SMART Board превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы, составляя слова и предложения, оперируя различными объектами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения.
Использование интерактивной доски позволяет также значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей среды. В ходе таких занятий решаются также и воспитательные задачи: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Интерактивная доска позволила использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав ее комплектации, так и видеоролики для профилактики нарушения зрения (зрительная гимнастика), физкультминутки, упражнения артикуляционной гимнастики, элементы классификации и группировки. Четкие рисунки, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала – все это в совокупности сделало занятия увлекательными, познавательными и эффективными.
После проведения эксперимента было проведено повторное обследование учащихся с целью выявления эффективности используемой методики. Результаты исследования показали повышение уровня развития монологической речи детей: все дети вышли на средний уровень развития монологической речи (рисунок 2).
Рисунок 2. – Результаты исследования после проведения формирующего эксперимента
Рисунок 2. – Результаты исследования после проведения формирующего эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные нами конспекты занятий по формированию монологической речи посредством серии сюжетных картин с применением интерактивной доски являются эффективным средством коррекционно-развивающей работы.
Однако использовать ее необходимо только как один из приемов в образовательной деятельности. Следует помнить, что с интерактивной доской дети должны работать не более 15 минут на одном занятии. Она не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего занятия, возможно ее использование в отдельных фрагментах занятия. Деятельность с использованием интерактивной доски нужно проводить на основании санитарных норм и правил, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья школьников [5].
Интерактивная доска SMART Board является удобным инструментом как в организации учебного процесса, так и в организации работы с родителями воспитанников для проведения презентаций, семинаров, родительских собраний.
Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, значительно повышает эффективность работы учителя-дефектолога.
Список использованных источников
-
Резцова, М. М. Использование ИКТ в работе учителя логопеда / М. М. Резцова //Логопед. – 2013. – № 1. – С. 36–42.
-
Отдел образования Арамильского городского оруга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu-ago.ru. – Дата доступа: 12.04.2017.
-
Кадочникова, Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях / Н. К. Кадочникова // Логопед. – 2012. – № 1. – С. 14–18.
-
Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Дата доступа: 12.04.2017.
-
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru. – Дата доступа: 13.04.2017.