Фирьян С.Г. СИСТЕМА ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В СИТУАЦИИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

УДК 373.2:81*233-056.264

Научный руководитель – А. В. Крофто, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы, кандидат филологических наук

Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.

Игра – «это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между людьми». [1]

В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятиях ребёнок должен чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться, двигаться.

Для воспроизведения формул поздравления важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы учащихся к многократному проговариванию разных выражений, при этом важно не вызвать потерю или снижение интереса. Таким требованиям отвечают игровые методы.

Цель игры «Волшебник» – репродуктивное воспроизведение учащимися различных формул в ситуации поздравления. Ход игры: В игре может участвовать до 6-7 детей. Учитель исполняет роль волшебника с волшебной палочкой. Он называет какую-либо формулу поздравления, и тот, кого касается волшебная палочка, повторяет за ним предложенные формулы речевого этикета. Педагог никого не пропускает: или через одного, или вперемешку касается волшебной палочкой. Если ребёнок не ответил или повторил неправильно, дети помогают ему [2].

Некоторые игры можно использовать на всех этапах обучения с последовательным усложнением.

Например, игровая ситуация «Подбери слова». Цель: выявить, какие формулы и выражения поздравлений запомнили учащиеся. Ход игры: поздравьте человека, который старше вас по возрасту (друга, мальчика, девочку): 1) с днем рождения; 2) с Новым годом; 3) с победой на конкурсе; 4) со свадьбой; 5) с окончанием школы.

Игровая ситуация: употребляя слова желать, чтобы, пожелайте успеха в следующих ситуациях, когда ваш знакомый: 1) волнуется, как написать контрольную; 2) ложится в больницу, и ему предстоит сложная операция; 3) сдает экзамен; 4) завтра отмечает день рождения; 5) послал рассказ на конкурс, победители которого получат приз.

После предложенного примера учащиеся вспоминают свои ситуации поздравления и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматривают другие игровые ситуации. Задания постепенно усложняются для воспроизведения вариативных формул.

Игра «Займи место» проводится в кругу. Инвентарь – стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (день рождения в феврале, любит праздник Новый год, подарил подарок маме на 8 Марта и т. д.)». Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время ведущий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится ведущим.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, лучше закреплять их с помощью дидактических игр, игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр в повседневной жизни. В совместной деятельности проводятся игры-импровизации, игры-упражнения. [3]

Например, в игре-импровизации «Приятный гость» учащиеся закрепляют знания и навыки того, какие слова нужно говорить, когда даришь подарок разным людям.

А в игре-упражнении «Интригующая интонация» школьники стараются интонационно выделить предложенные слова или предложения. (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.).

Интересно проходит игра «Программа поздравлений». По очереди дети звонят в студию, представляясь кем-то (милиционером, врачом, внучкой, сыном и т.д.), говорят, кого хотят поздравить (учителя, дедушку, маму и т.д.), озвучивают поздравление. Поздравлять можно с любым праздником или событием. Также они могут заказать любимую песню.

Цель игры «Пантомимы» – развивать умение невербального общения.

Каждый участник должен в течение двух минут с помощью жестов, движений и мимики показать смысловое значение слова, которое он вытянул. Остальным предстоит угадать, что изображает играющий. Они могут задавать ему дополнительные вопросы, на которые отвечать следует только мимикой и жестами. Действия могут быть такими: подметание пола, накрывание стола, чистка туфель, развешивание белья, мытье посуды, езда в переполненном автобусе. Можно изображать походку балерины, старика, солдата, манекенщицы, человека, у которого жмут ботинки, скрипача, боксера и прочих. При желании задание усложняется: например, попросите воспроизвести образ какого-либо литературного персонажа или героя фильма.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться. В процессе игры учитель показывает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении будет формироваться в повседневных делах и заботах ребёнка.

Для обучения проявлению доброжелательности можно использовать этюд «Эмоции» [4]:

Цель: учить выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего. Примерный список ситуаций для проведения игры:

  • тебя поздравляет с днем рождения Президент Республики Беларусь;
  • самая неприятная учительница в школе дарит тебе коробку конфет и обещает помочь на контрольной;
  • незнакомый человек на улице, улыбаясь, говорит тебе: «Поздравляю, сегодня твой день!»;
  • друг пожелал тебе уже наконец перестать много кушать и похудеть;
  • просыпаясь, ты обнаруживаешь, что вокруг тебя стоят подарки;
  • учительница освобождает тебя от контрольной в честь твоего дня рождения;
  • в общественном транспорте тебе сильно наступили на ногу;
  • в жуткий гололед, перед Новым годом, ты падаешь и получаешь перелом ноги;
  • ты случайно разбиваешь самую красивую и дорогую вазу, которую подарили маме на работе;
  • ты видишь, как вор залезает в карман прохожему.

Таким образом, самостоятельное использование вербальных и невербальных средств речевого этикета данной речевой ситуации в дидактических играх и их перенос в повседневное общение является необходимым условием обучения речевому этикету в ситуации поздравления.

Список использованных источников

  1. Балынина, Е. Г. В стране фразеологии. Внеклассное мероприятие по формированию культуры речи учащихся / Е.Г. Балынина // Народная асвета. –2010. – № 8. – C. 29–31
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика — Синтез, 2014. – 354с.
  3. Жижина С. М. Этикет. Основы речевого общения [Электронный ресурс] / С.М. Жижина. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/8589-etiket-osnovy-rechevogo-obshcheniya.html. – Дата доступа: 18.04.2017
  4. Осипова, М. П. О культуре поведения. Блок занятий «Культура речи» / М.П. Осипова // Пачатковая школа. – 2014. – № 12. – C.46–49
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий