УДК 371.
Афанасьева М.Н.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Н.С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье анализируется проблема духовного воспитания подрастающего поколения. Обосновывается положение о том, что морально-нравственное воспитание является неотъемлемой составляющей процесса социализации личности.
Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей – приоритетные в современной действительности, от их решения напрямую зависит наше будущее. Общество нуждается в образованных и глубоко нравственных людях. Снижение культурного и интеллектуального уровня требуют возрождения духовно-нравственных ценностей. Считаем, что эта проблема актуальна и современна.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, мы считаем, такой стороной будет нравственное воспитание, т.к. младшие школьники более восприимчивы к чувственной стороне жизни [4].
В понятие нравственность вкладываются духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек. Чуткость, ответственность, честность, вежливость, патриотизм – некоторые из отличительных черт человека нравственного. Эти качества должны закладываться с малых лет.
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[3].
Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. Школа – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети учатся слушать, понимать друг друга, работать самостоятельно, уступать, помогать, отстаивать своё мнение.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых ребёнок убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоционально-волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческой жизни повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему двигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни. П. Блонский говорил: «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
Одним из важнейших условий воспитания является создание положительной эмоциональной обстановки обучения и воспитания, которое достигается особой расположенностью учителя к ученикам – требовательное, справедливое, внимательное и доброжелательное. Облик учителя, манера обращения с детьми, широта его кругозора – это всё влияет на отношение учащихся не только к учителю и его урокам, но и к жизни, и миру в целом. В нравственном воспитании младших школьников личный пример учителя имеет определяющее значение. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учащимися характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой [2].
«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»,
говорил Д. Лихачёв.
Решая только на уроке нравственные проблемы, учитель не сможет в полной мере раскрыть возможности для духовно-нравственного развития младших школьников. Воспитательная работа охватывает и внеурочную деятельность. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, доброжелательности, ответственности, принципиальной требовательности. В ней развиваются и творческие способности учеников, что способствует их духовному развитию. Ведущими формами внеурочной деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, факультативы, работа над проектами, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1].
Учитель должен формировать у детей потребности и способности заботиться об окружающих, любви к близким, доброты; воспитывать любовь к своему селу, городу, к родному краю, Родине, ее защитникам; поддерживать стремления больше узнать о своей стране; воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей и чувства дружбы к другим народам; создавать условия для духовно-нравственной ориентации младшего школьника в окружающем его мире; развивать волевые качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; дисциплинированность, культуры поведения; развитие коммуникативных навыков; привлечение общественности, родителей к организации занятий.
Проблема воспитания высоких моральных качеств личности была актуальна во все времена. На данном этапе развития общества она не потеряла своей актуальности.
Нельзя переоценить значение начальной школы в формирование полноценной, духовно-нравственной, целостной личности. Эта ступень развития человека неповторима ценностной характеристикой. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Основа воспитания, определяющая нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является опора на чувства, эмоциональную отзывчивость детей.
Изучив проблему духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников мы пришли к выводу, что нравственное воспитание нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование моральных качеств протекает в процессе все многогранной деятельности детей. Перед учителем стоит задача, не зависимо от ситуации, создавать условия для развития этих качеств.
Список литературы
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М. : Просвещение,1979. – 289 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков)//Вестник образования.– № 17.
- Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника/ В. А. Сухомлинский. М. : Учпедгиз, 1961. – 224 с.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский Собр. соч. в 11 т. – Т. 2. – М-Л. : Изд-во. АПН РСФСР., – 1948. – С.11–86.