^ Вверх

УДК 371.

Войтехович Д. И.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Н.С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент) 

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема влияние личности учителя на личность ученика. Анализируется взаимосвязь между уровнем духовно-нравственной культуры педагога и нравственным развитием обучающихся у него детей.

 

Главной задачей каждого поколения было сохранение и передача духовного богатства народа подрастающему поколению. Обучение и воспитание детей всегда имело значимую задачу перед обществом в целом, эта ответственная работа возлагалась вначале на плечи родителей, далее – на учителей.

За время существования педагогической профессии у человека сложилось особое отношение к людям, посвятившим себя этой деятельности: Есть несколько видов человеческой деятельности, о которых можно сказать, что это не столько работа, сколько служение, к ним относятся священник, врач и учитель. С этими словами соглашается в своей работе Иеромонах Георгий Шестун: «Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божьего, что вернее всего содействует истинному благу людей» [2].

Если говорить о том, что на учителя возлагается огромная ответственность в воспитании и обучении детей, то можно отметить какое же доверие оказывается обществом к носителю этого звания. Иеромонах Георгий уделяет внимание и нравственной ответственности того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей и подчёркивает: «Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным» [2].

Призвание к учительскому труду заключается не в профессиональных и профильных знаниях, а, прежде всего, в морально-нравственной основе личности учителя. Учитель сам должен обладать теми качествами, которые хочет воспитать в своих учениках. Однако, к сожалению, в настоящее время ни одно из педагогических заведений, принимая своих студентов или выпуская их из стен своих вузов или сузов, не может проверить уровень духовно-нравственного воспитания будущих педагогов.

Каждый год из учебных заведений выпускаются молодые педагоги и лишь единицы остаются в школе – те, кто честно предан своему призванию. Какие качества в себе должен сочетать будущий учитель, чтобы не разочароваться в своей деятельности и не нанести вред своим ученикам? Что именно должно служить основой педагогической деятельности учителя? Какие ценности должны сформироваться в его личности?

В научной литературе достаточно четко обозначены ведущие факторы, влияющие на воспитание и развитие будущих учителей:

– мировоззрение, идеалы, убеждения;

– личностные качества.

Учитель имеет большое влияние на личность ребенка. Он воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и часто это происходит бессознательно: учитель и ученик могут не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. Процесс воспитания и развития будущего учителя связан с изменением его личности и поведения. В процессе подготовки будущего учителя необходимо принимать во внимание умение управлять своим поведением и поступками, строить отношения с окружающими. Формирование профессионализма у будущих учителей связано с развитием и совершенствованием личностно-профессиональных качеств, а также усвоением культурных и духовных ценностей [1; 2].

Говоря о личностно-профессиональных качествах, а также духовных ценностях в работе учителя, при формировании профессионализма, хочется уделить внимание соборности. Под ней подразумевается единство и сотрудничество педагогического коллектива школы, для достижения общих духовных устремлений коллектива, сюда включается нравственная ответственность личности перед коллективом. К. Победоносцев высказывал недовольство пустыми новейшими программами, методами и инструкциями, которые необоснованно и бездумно даются учителям, связывая их правилами, призывал: «Пусть собираются конференции педагогов и специалистов, пусть придумывают лучшие способы обучения, пусть пишут печатают томы своих протоколов и мнений. … И напрасно думать, что достаточны и для этого [подготовки «живого» учителя] курсы учебных предметов, программы и инструкции. Учитель-ремесленник, учитель-чиновник не годится для живого дела, полагающий душу свою в дело обучения» [ 3, с. 32-33].

Избранная студентами профессия обязывает их быть неравнодушными, чувствовать настроение учащихся и переживать вместе с ними радости и неудачи, быть в курсе интересов и увлечений своих учеников. Поэтому солидарность в учительской деятельности занимает важное место [1]. К учителю, переполненному радостью, приветливостью и лаской к своим ученикам, всегда будут тянуться дети. Эти чувства не должны быть притворными и сентиментальными, они должны быть искренними, в школе нет места притворству. Константин Победоносцев так говорит об эмоциональной атмосфере в школе: «Хорошо, когда в школе светло и весело – подлинно хорошая это школа. … Где есть только возможность, украшайте вашу школу, изгоняйте из неё грязь и пыль и мрачные, наводящие тоску, цвета. Пусть она будет любимым местом общежития, - если оно темно, школа осветит его, если оскудело духовным интересом, школа привьёт к нему мысль и чувство, если загрубело и зачерствело, школа дохнёт в него любовью» [3, с.57-58]. Следует помнить, что радостное настроение детей способствует успеху в учении, а боязливое их угнетает [2].

Учитель обязан быть справедливым. Ни в коем случае учитель не может проявлять несправедливость или пристрастие к отдельным ученикам. Учителю нельзя иметь любимцев, которым бы все прощалось, он должен стараться беспристрастно относиться ко всем, особенно в наградах и наказаниях. Прежде чем решиться на принятие мер, необходимо все обдумать – следовательно, учитель должен иметь рассудительность, спокойствие духа и самообладание. На раду с ними мы выдвигаем всепрощение, каждый день, каждый урок учитель начинает с чистого листа. Учащиеся, видя пример прощения, сами научатся прощать.  Все эти качества нужны, чтобы авторитет учителя высоко ценился, и чтобы дети относились к нему с уважением и полным доверием [2].

Молодые учителя отличаются недостатком терпения. Это может быть недостатком молодости или же свойством характера. Нередко учитель теряет терпение оттого, что ему надоедает вечное повторение столь легкого для него материала, появляется раздражительность в его поведении. Разница между ребенком и учителем действительно велика, поэтому от учителя требуется не забывать одновременно находиться как на месте учителя, так и на месте ученика, смотреть на себя его глазами. Приобретению терпения помогает учителю привычка и выработка самообладания. С годами то, что выводило из себя, теряет свою остроту, и ко всему учитель начинает относиться спокойно [2]. Педагогическая профессия, в отличии от других, не привлекает к себе выгодами, удобствами или вознаграждением, она требует самоотвержения. Учитель посвящает всего себя своему делу, всё своё время и энергию он отдаёт своему служению. Жертвенность педагога и есть та самая жертвенность, о которой говориться в христианских учениях: отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего. Жертвенности, как духовной ценности, должно уделяется особое внимание в подготовке будущего учителя. Вспоминая биографию выдающегося польского педагога Януша Корчака, в особенности последние дни его жизни, понятие жертвенности обретает особый глубокий смысл.

Сохраняя достойное звание учителя, осознавая свои нравственные обязанности, добросовестный учитель будет постоянно следить за собою, за своим языком, сердцем и образом жизни как в школе, так и вне её. В обществе и в скромном семейном кругу он всегда будет остерегаться унижающих и порочащих его поступков.

Педагог должен сочетать в себе профессиональные знания, умения, личностные и нравственные качества в той степени, в которой они будут приносить положительный эффект, как для него самого, так и для его учеников. Как правило, стиль преподавания и общения учителя с учащимися определяются не столько его профессиональными знаниями и умениями, сколько личностными.

С целью лучшего понимания важности тех или иных качеств учителя был проведён опрос учителей. Вместе с тем, нам показалось интересным соотнести мнение учителей с мнением студентов – будущих педагогов, и учеников школы. Для этого студентам педагогического факультета Гродненского государственного университета и учащимся профильного педагогического класса было предложено выделить нравственные и профессионально-личностные качества учителя, которыми, по их мнению, должен обладать хороший учитель.

 

Таблица 1 – Рейтинг профессионально-личностных качеств учителя

 

Ранг

Мнение учителей

Мнение студентов

Мнение учеников

1

Знающий свой предмет

Умный. Эрудированный

Гуманный. Добрый.

Доброжелательный

2

Справедливый

Креативный, творческий, нестандартный

Заботливый, понимающий, способный сопереживать

3

Адекватный, уравновешенный

Трудолюбивый. Энергичный.

Профессионал, высококвалифицированный

4

Образованный, начитанный

Целеустремлённый, настойчивый

Внимательный. Отзывчивый. Человечный, чуткий

5

Объективный. Профессионал, высококвалифицированный

Адекватный, уравновешенный. Добрый. Спокойный

Объективный. Справедливый

6

Умный.

Вежливый, тактичный

Любящий своё дело. Умеющий вдохновить

7

Доброжелательный. Стрессоустойчивый, эмоционально стабильный

Весёлый, позитивный. Современный, мобильный

Спокойный. Терпеливый

8

Любящий детей.

Внимательный. Доброжелательный. Заботливый, способный сопереживать. Отзывчивый

Эрудированный. Знающий свой предмет. Образованный, начитанный

9

Честный, порядочный.

Любящий детей

Мудрый. Умный.

10

Внимательный.

Стрессоустойчивый, эмоционально стабильный

Весёлый, позитивный.  Остроумный. С чувством юмора, находчивый

Низкий бал, либо качество не выделено.

Современный, мобильный.

Терпеливый. Интересный, харизматичный.

Требовательный, в меру строгий. С чувством юмора, находчивый. Энергичный. Весёлый, позитивный. Остроумный. Спокойный

Гуманный. Знающий свой предмет. Мудрый. Организованный, пунктуальный. Терпеливый.

Толерантный. Требовательный, в меру строгий. Умеющий вдохновить. Человечный, чуткий

Активный, инициативный. Вежливый, тактичный. Любящий детей. Опрятный, аккуратный. Трудолюбивый

Энергичный. Современный, мобильный

 

Проанализировав результаты анкетирования можно отметить, что для учителей очень важна профессиональная компетентность, такие качества как «знание своего предмета, образованность, начитанность, ум, профессионализм» находятся в верхних строках рейтинга. Высокие места занимают личностные качества «справедливость, адекватность поведения, объективность, доброжелательность, стрессоустойчивость, любовь к детям и честность», они входят в первую десятку списка. По мнению учителей именно эти качества важны на протяжении всей работы педагога. Но удивителен тот факт, что те качества, которые необходимы учителю в современном мире были определены учителями почти в конец рейтинга «инициативный, толерантный, креативный, творческий, нестандартный, современный, мобильный, интересный, харизматичный». Так же нужно заметить, что в оценке учителей профессиональные качества сместили нравственные качества педагога в более низкие позиции.

Из анкетирования учеников мы можем отметить лишь то, насколько школьникам важны личностные и нравственные качества учителя, которые занимают высокие места в списке, но там и нашлось место для «профессионализма» и «любви к своему делу». Как бы ученикам не хотелось видеть в своём учителе высоконравственного человека, они и не отступают от того, что он должен быть ещё и профессионалом своего дела.

Студент, который находится на переходной стадии от ученика к учителю, смотрит на свою будущую профессию как на работу ума. Высокое положение занимают качества «умный» «эрудированный». Студенты предпочитают выделять креативность, творчество так как сами ещё находятся в поиске себя как учителя.

Если внимательно проанализировать анкеты учеников и учителей, можно найти огромные расхождения, но если включать в анализ анкеты студентов, то всё становиться на свои места. Студент – это тот человек, которые переживает переход от ученика к учителю и кардинально меняет свои взгляды на эту профессию, когда является уже не учеником на уроке, а соотносит себя с организатором педагогического процесса в ближайшем будущем.

В деятельности педагога большое значение имеют направленность личности, адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения. Воспитание духовно-нравственных ценностей всегда считалось одной из сложных и актуальных задач педагогической науки. По нашему мнению, формирование христианских ценностей у будущих учителей позволяет изменить их подход к своей профессии и практической деятельности. Данные ценности являются частью педагогического опыта, накопленного за время нашей истории.  Таким образом, они являются неотъемлемой частью педагогической деятельности современного учителя, способствуют радикальным изменениям в духовно-нравственной культуре XXI века и содействуют формированию нового опыта сознания.

 

Список литературы

  1. Бахрамович, Я.Р. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя / Я.Р. Бахрамович // Молодой учёный. – Москва.– 2012. – № 12. – С. 535–537.
  2. Православные традиции духовно-нравственного становления человека (историко-теоретический аспект) / Иеромонах Георгий (Шестун) (Шестун Евгений Владимирович) // Чудеса Божии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://profi-rus.narod.ru/semya/georgij--shestun--pravoslavnye-traditsii-dukhovno-nravstvennogo-stanovlenija.htm. – Дата доступа : 10.10.2016.
  3. Победоносцев, К. Ученье и учитель – «памятники исторической литературы» / К. Победоносцев // Серия электронных книг Мультимедийного Издательства Стрельбицкого [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://iknigi.net/avtor-konstantin-pobedonoscev/112059-uchene-i-uchitel-konstantin-pobedonoscev.html. – Дата доступа : 10.10.2016.