^ Вверх

УДК 37.

Шарупская А.В.

 

студентка 2 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – Н.С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)

  

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Аннотация. В статье раскрывается значение социальной компетентности в развитии личности учащихся общеобразовательной школы. Обосновывается положение о том, что сенситивным возрастом для формирования социальной компетентности является младший школьный возраст.

 

Вопросы формирования социальной компетентности младших школьников является актуальными, поскольку с поступлением в общеобразовательные школы дети сталкиваются с рядом ранее незнакомых им трудностей. Наиболее значительными являются неумение ребёнка выполнять простейшие самостоятельные действия без помощи взрослых, затруднения в усвоении учебного материала, проблемы во взаимодействии с классом и учителем.

В настоящее время отмечают стремительный рост количества новой информации, в которой сложно ориентироваться даже взрослому человеку. Возникают различные направления, сферы деятельности, которые разделяют людей на некие типы, классы, группы, что влечёт за собой возникновение конфликтов на почве неравенства и различий. В разрешении данной проблемы важна социальная компетентность человека, которая как отмечает И.В. Габелая «обеспечивает соответствие толерантности как понимания отличающегося образа жизни, поведения, мнений, идей и верований, и резистентности как устойчивости к неблагоприятным факторам внешнего воздействия, сохранения своих жизненных ориентиров» [2, с. 118].

Младший школьник активно и осознанно познаёт окружающий мир. В этом возрасте у ребёнка появляются свои взгляды, формируются убеждения, оказывающие влияние на дальнейшее развитие. Поэтому на данном этапе своего развития у учащегося очень важно начать формировать социальную компетентность, внутреннюю устойчивость при влиянии внешних условий, свою позицию в отношении окружающего мира.

Само понятие «социальная компетентность» в научной литературе трактуется неоднозначно.

Так, например, И.Г. Долинина, Л.С. Бороненкова считают, что социальная компетентность представляет собой комплексную характеристику личности, определяющую готовность и способы осуществления активной деятельности в общественной жизни на основе усвоенных знаний, сформированности гражданской позиции и полученного социального опыта [3]. Таким образом, авторы при определении понятия «социальная компетентность» делают акцент на опыт взаимодействия личности с социумом.

Н. В. Калинина акцентирует внимание не только на умении взаимодействовать в обществе, а также возможности познания себя: «Социальная компетентность, определяемая нами как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, связанных со способностью брать на себя любовь, призвание, веру, обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению» [4, с. 19].

Понимание своего «Я» является несомненной частью успешной адаптации ребёнка в новых условиях. Он должен понимать не только где он есть, что и кто вокруг него, но и себя, свои возможности, индивидуальность и особенности. Понимание этих аспектов даёт возможность ученику поставить собственные цели, которых он хочет добиться здесь, а значит будет развивать мотивацию и ответственность в обучении.

Важным этапом для младшего школьника, который сопровождается появлением кризиса семи лет, является поступление в школу. Но, не смотря на кризис, в младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он может и должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности [1].

Попадание младшего школьника в новую среду характеризуется появлением взаимодействия с учителем и со сверстниками. Для младшего школьника характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности [5].

По мнению О.В. Ткаченко для ребёнка в этом возрасте характерна излишняя импульсивность, недостаток воли, капризность и упрямство [6].

С поступлением в школу ребёнок сталкивается с рядом трудностей не только в учебном процессе, но и в окружающем его социуме. В этом возрасте у него закладываются основы его взглядов и ценностей, которые формируются, в первую очередь, на основе окружающей его действительности. Младшему школьнику трудно разграничивать необходимые и лишние знания, которые его окружают, поэтому для успешного становления личности необходимо формирование социальной компетентности.

По мнению Г. Яппаровой развитие социальной компетентности помогает детям конструктивно взаимодействовать со сверстниками, младшими детьми, взрослыми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях [7].

Умения и знания социальной компетентности помогают ученику лучше социализироваться в обществе, решать проблемы, возникающие в общении с другими людьми, понимать их. Кроме того, оказывают влияние на учебную мотивацию, что наиболее важно на первом этапе обучения в школе и что способствует повышению уровня образованности учащихся.

Активное формирование данной компетентности должно осуществляться в младшем школьном возрасте, поскольку социальные знания, усваиваемые на данном этапе, оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие и становление личности. Процесс формирования у младших школьников вызывает ряд трудностей, однако развитие данной компетентности положительно влияет на адаптацию ребёнка в изменяющихся социальных условиях.

Реализация процесса формирования социальной компетентности осуществляется различными путями, в основу которых входят действия по сплочению детей в классе, развитию их самостоятельности и взаимопомощи.  Наиболее эффективными методами, формирующими социальную компетентность, являются методы беседы, проектирования и взаимообучения. Положительное влияние также оказывают создание ситуаций успеха, предоставление учителем выбора действий детьми для формирования их самостоятельности, а также условия, требующие взаимодействия.

Уровень развития социальной компетентности младших школьников может быть выявлен с помощью применения различных методик, основная часть которых представляет собой анкетирование. Полученные результаты помогают построить педагогу ход дальнейшей его работы, в задачи которой входит формирование социальной компетентности у учащихся.

Решающее влияние на развитие и становление личности ребёнка оказывают родители и учителя. Именно они закладывают в ребёнке личностные качества, в ходе развития которых и формируются собственные взгляды и представления. Положительное влияние на формирование социальной компетентности детей оказывается родителями и учителем только в том случае, если они совместно придерживаются установок, помогающих формировать данную компетентность.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет утверждать, что социальная компетентность представляет собой овладение знаниями и умениями на основе личного опыта, с помощью которых индивид может успешно приспосабливаться к изменяющейся социальной среде и беспрепятственно адаптироваться в ней. Формирование социальной компетентности школьника является процессом сложным и продолжительным, однако формирование данной компетентности крайне важно для развития младшего школьника.

 

Список литературы

  1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 243–244.
  2. Габелая, И. В. Показатели социальной компетентности у подростков / И. В. Габелая // Вестник ЮУрГУ. – Серия «Психология». – 2013. – Т 6. – № 3. – С. 116–119.
  3. Долинина, Л. С. Современные подходы к определению понятия социальная компетентность / И. Г. Долинина, Л. С. Бороненкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3 (59). – С. 8.
  4. Калинина, Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование.– 2001. – № 4. – С. 16–19.
  5. Открытый урок [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/214262/. – Дата доступа : 30.04.2017
  6. Психология, социология и педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psychology.snauka.ru/2015/01/4338. – Дата доступа : 30.04.2017
  7. Яппарова, Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде / Г. Яппарова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 12. – С. 79–89.