УДК 371.
Король Е. С.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Н.С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, доцент)
К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о возможностях стимулирования процесса самовоспитания и саморазвития у младших школьников. Анализируется роль личности учителя в данном процессе.
В современном образовательном пространстве все большую актуальность приобретают проблемы саморазвития и самовоспитания личности. Данный аспект признается ключевым компонентом в подготовке студентов как конкурентоспособных специалистов. Особое значение проблема самовоспитания имеет в процессе подготовки будущих учителей начальных классов.
Для того, чтобы понять, как правильно организовать процесс самовоспитания младших школьников, необходимо выявить сущностные признаки самовоспитания как процесса. Наиболее полно данный вопрос отражен в работах А.И. Кочетова [4; 5]. Психологические основы самовоспитания школьников представлены работами А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, Л.И. Рувинского, Д.Б. Эльконина и др.
«Самовоспитание, – по мнению А.И. Кочетова, – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами само человека формируются запроектированные им силы и способности» [5, с. 61].
Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.
«Работа над собой, – пишет А.И. Кочетов, – требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент» [4, с. 51].
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль [3].
Сама проблема самовоспитания и саморазвития личности является актуальной не только для будущих специалистов, но и для школьников, которые только вступают на путь самопознания и пытаются ответить на вопрос как свои достижения личности перевести на новый качественный уровень. Обращаясь к проблеме, также необходимо учитывать и то, что процесс самовоспитания тесно связан с социально-психологическими характеристиками личности самовоспитывающегося субъекта и имеет у младших школьников качественное своеобразие, которое выражается в возрастных и психологических особенностях младших школьников. Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10 – 11 лет, что соответствует годам его обучения в младших классах [2]. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Для того, чтобы помочь школьникам на пути самовоспитания, будущий учитель должен приложить все усилия для формирования готовности к процессу самовоспитания учащихся, чтобы стимулировать их личностный рост. Он должен создать такие условия, в которых сам учащийся будет проявлять интерес не только к процессу учения, но и к процессу самовоспитания.
Процесс самовоспитания, имеет у младших школьников качественное своеобразие, выражающееся в возрастных, психологических особенностях младших школьников. Необходимо учитывать проблемы, с которыми сталкивается школьники при включении в процесс самовоспитания:
- Непонимание своих целей по жизни и неумение организовать работу по их достижению
- Неумение правильно спланировать свое время, много задач, которые надо выполнять не только по школе, но и по дому, а также отдых и прогулка
- Неумение бороться с поглотителями времени, такие поглотители, как беспорядок на столе из-за которого не найти нужную тетрадь, а так же лень, телевизор и компьютер и другие [1].
Преподаватель должен планировать социально-статусные отношения и одновременно быть организатором учебного процесса, гибко реагировать на любое взаимодействие, обеспечивать взаимопонимание и эмоционально-нравственное развитие, чтобы дать обучающимся радость познания, веру в свои возможности. Влияние личности педагога на обучающихся нельзя заменить ни учебниками, ни телевидением. Успех его деятельности зависит от многих факторов, так как любая учебная ситуация создает свои собственные проблемы и оттенки взаимоотношений. Взаимоотношения, которые возникают в учебной ситуации, оказывают на младшего школьника огромное влияние: формируют его личность, стимулируют продуктивную деятельность, способствуют эмоционально-нравственному развитию. Отсюда следует вывод: прежде чем организовать определенные отношения, преподаватель должен продумать и разработать взаимовыгодные варианты общения, т.е. коммуникативная деятельность должна соответствовать новой дидактической модели и выступать в качестве системообразующего фактора [6, с. 149-151].
К сожалению, уровень квалификации учителей начальных классов в области подготовки к самому процессу воспитания и самовоспитание не всегда достаточно высок. Однако именно в младшем школьном возрасте формируются основы мировоззрения, нравственности и привычек поведения, которые будут являться основой для развития и самовоспитания. Подготовка педагога, которая будет соответствовать современным требованиям, возможна лишь при профессиональном становления (освоение педагогических знаний, умений, навыков, обеспечивающих профессионализм деятельности учителя) и личностном развитии, предусматривающего всестороннее развитие способностей, усвоение социальных ролей и т.п.
Потребность педагогической практики в педагогах, которые владеют и могут создать условия для самовоспитания младших школьников и обусловливает актуальность данной проблемы.
Список литературы
- Аболенина, Т. И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 3–5.
- Возрастные особенности младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://gimnazia-5.ucoz.net/_ld/0/75____.pdf. – Дата доступа : 15.05.2017.
- Консультация психолога. Словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psihotesti.ru/gloss/tag/samovospitanie/. – Дата доступа : 16.03.2017.
- Кочетов, А. И. Личность воспитывает себя / А. И. Кочетов. – М. : Политиздат, 1983. – 255 с.
- Кочетов, А. И. Педагогические основы самовоспитания / А. И. Кочетов. – М : Знание, 1974. – 26 с.
- Психология и педагогика : Учебное пособие / В. М. Николаенко, Г. М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. – М. : ИНФРА-М; Новосибирск : НГАЭиУ, 2000, – С. 149–151.