УДК 37.
Лукашевич О.Л.
учащаяся 10 класса СШ № 14 г. Лиды
(научный руководитель – Кевра Н.Э., учитель истории и обществоведения
высшей категории СШ № 14 г. Лиды)
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье раскрывается проблема гендерной культуры у современных школьников, вопрос влияния ее на развитие половой идентичности и общей кульутры поведения личности.
Гендерная культура – актуальная проблема современности, которая предполагает формирование представлений о красоте человека в любом возрастном периоде, а также представлений о жизненном предназначении женщины и мужчины, раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков и девочек.
Гендерная ситуация, сложившаяся в республике, находит отражение в системе образования. Специалистами всё чаще отмечается неспособность школы, столкнувшейся с проблемой феминизации, создать адекватные условия для гендерной социализации обучающегося, которая состоит в усвоении установок и гендерных моделей поведения, соответствующих требованиям общества, формировании способности адекватно реагировать на социальные изменения, потребности в полной мере реализовать свой потенциал как представителя определённого пола. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций [2,с.12]. На период обучения в школе приходится наибольшая интенсивность гендерного познания детей и выстраивание его собственного гендерного образа, поэтому изучение данного процесса имеет огромное значение для нашего общества.
Тема данной работы основана на гипотезе о том, что гендерная социализация в условиях общеобразовательной школы способствует формированию у мальчиков феминности, а у девочек – маскулинности.
Исходя из выше сказанного, целью исследования является изучение влияния аспектов гендерного равенства на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе.
Чтобы раскрыть цель работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить на основе анкетирования, разность ассоциативного восприятия
у девочек и мальчиков;
- изучить условия формирования гендерной социализации в школе;
- изучить влияние сложившихся гендерных стереотипов у учителей в педагогической деятельности.
Объект исследования – учащиеся и учителя СШ № 14 г. Лиды.
Первой задачей исследования было изучение на основе анкетирования, разности ассоциативного восприятия у девочек и мальчиков. Решению этой задачи посвящена первая глава исследования, где представлено теоретическое и практическое обоснование психофизиологических различий девочек и мальчиков. Учащимся было предложено рассмотреть шаблон и назвать ассоциацию, которую вызывают данные изображения.
В анкетировании приняли учащиеся 6-8 классов. Общее количество участников составило 52 человека, из них 27 мальчиков и 25 девочек.
Таблица 1. Сравнение ассоциативных образов учащихся разного пола
Мальчики |
% |
Девочки |
% |
1.Насекомое 2.Червяк, змея 3.Чешуйка 4.Летучая мышь 5.Иголка 6.Бейсбольная кепка, ложка 7.Верхушка горы, пирамида 8.Плитка кафеля 9.Пружина 10.Пропеллер |
12 9 9 11 42 45 65 18 94 89 |
1.Бабочка 2.Верёвка, лента 3.Луна 4.Бантик 5.Иголка, булавка 6.Улитка, ковшик 7.Колпак, пирамида 8.Окно 9.Локон 10.Пояс, пряжка |
68 35 56 85 97 65 76 65 84 77 |
Как видно ассоциативное мышление мальчиков и девочек различно. Можно сделать вывод, что ассоциации мальчиков указывают на склонность к предметно – инструментальной деятельности (пружина, пропеллер, кафель), связь с рискованными и опасными видами деятельности (змея, бейсбол, верхушка горы), а ассоциации девочек указывают, в первую очередь, на восприятие внешнего вида объекта (локон, пряжка, колпак, бантик), чувствительность (бабочка, луна, улитка). Исходя из этого, следует необходимость разного подхода в обучении, создания учебников и программ, с учётом половозрастных особенностей. Возможно даже раздельное обучение мальчиков и девочек.
Для решения второй задачи исследования первоначально было изучено теоретическое обоснование условий формирования гендерной социализации в школе. В практической части был проведён гендерный анализ учебных пособий: «Обществоведение» для 9-11 классов под редакцией Вишневского, «Математика» 5-11 класс, «Русский язык» 5-11 класс, «Русская литература» 5-11 класс, «Белорусский язык» 5-11 класс, «Белорусская литература» 5-11кл, «История Беларуси» 6-11 класс. В качестве сравнительной характеристики были выбраны имена мужчин и женщин. Результаты исследования свидетельствует о том, что на страницах учебников мужчины представлены в активных ролях и общественной сфере. Исходя из этого, следует, что материал учебных пособий способствует формированию мужественности у мальчиков, а у девочек – маскулинности.
Далее изучалась сформированность понятия «гендерная культура» на основе анкетирования, в котором участвовали учащиеся 7-11 классов (47 человек). Выяснилось, что 65% учащихся не знают что такое «гендерная культура». Также было изучено мнение учащихся по гендерной проблематике в отношении источников информации. Предпочтения учащихся распределились следующим образом: 53,3% учащихся желают получить информацию о «гендере» от учителей в школе; 23,3% - в семье; 16,9% - из книг (учебников); 4,1% - из СМИ; 2,4% - в кругу сверстников. Полученные данные свидетельствуют, что наиболее популярными источниками информации по гендерной проблематике для 12-13-летних респондентов являются учителя, родители, СМИ; для 14 – летних – учителя, сверстники; для 15- 17- летних – уроки, учителя, учебники.
Для решения третьей задачи исследования было изучено теоретическое обоснование того, что социализация учащихся в условиях современной общеобразовательной школы происходит под значительным влиянием стереотипов в области гендера. Полученные знания решено было проверить на практике через анкетирование, в котором приняли участие 54 учителя СШ № 14 г. Лиды (83, 1 % от всех учителей школы). Среди них 5 учителей – мужчин, учителей – женщин – 49. На первом этапе анкетирования респондентам было предложено ответить на вопрос «У кого, по вашему мнению, у мужчин или женщин сильнее выражены перечисленные ниже черты и свойства характера?» Результаты приведены в таблице.
Таблица2. «Гендерные стереотипы у учителей»
Черты характера
|
мужчины |
женщины |
||||||
Муж. |
% |
Жен. |
% |
муж |
% |
Жен. |
% |
|
1.Эмоциональность |
- |
- |
5 |
100 |
2 |
4 |
47 |
96 |
2.Разговорчивость |
- |
- |
5 |
100 |
2 |
4 |
47 |
96 |
3.Уверенность в себе |
5 |
100 |
- |
|
47 |
96 |
2 |
4 |
4.Стремление руководить |
1 |
20 |
4 |
80 |
24 |
49 |
25 |
51 |
5.Забота о детях |
- |
- |
5 |
100 |
- |
- |
49 |
100 |
6.Активность |
4 |
80 |
1 |
20 |
27 |
56 |
20 |
44 |
7.Агрессивность |
4 |
80 |
1 |
20 |
24 |
49 |
25 |
51 |
8.Уступчивость |
4 |
80 |
1 |
20 |
42 |
86 |
5 |
14 |
9.Логическое мышление |
4 |
80 |
1 |
20 |
43 |
88 |
4 |
12 |
10.Низкая самооценка |
4 |
80 |
1 |
20 |
34 |
69 |
13 |
31 |
По результатам анкетирования видно, что все мужчины и 96% женщин назвали «эмоциональность» и «разговорчивость» свойством характера женщин; 84,6 % учителей определили, что именно женщина стремиться к руководству, но в то же время забота о детях является обязанностью только женщин. Мужчинам характерна: уверенность в себе (79,9%), активность (47,6%), уступчивость (70,7%), логическое мышление (72,3%), низкая самооценка (58,4%). Таким образом, учителя являются носителями гендерных свойств и гендерных стереотипов, которые передают своим учащимся, формируют у детей гендерные установки в отношении людей разного пола. Учителя ценят в учащихся качества, соответствующие моделям личности маскулинного мужчины и фемининной женщины. Поэтому можно предположить, что они сознательно или бессознательно будут прикладывать усилия для воспитания в учащихся именно этих качеств, опираясь на них и их культивируя.
На втором этапе анкетирования респонденты отвечали на вопрос «Учитываете ли вы пол учащегося при обучении и воспитании?» Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учителей (83,4 %) считают пол важным фактором, который необходимо учитывать в учебно – воспитательном процессе. Хотя и фиксируется у учителей высокая степень осознания этой необходимости, пол учащихся не всегда учитывается в обучении. Такой же вывод можно сделать, изучив ответы учащихся на вопрос анкеты «Учитываются ли при обучении и воспитании принадлежность к конкретному полу?» В анкетировании приняли участие 48 учащихся (24 девочки и 24 мальчика).
Таблица 3. Учёт пола учителями в обучении и воспитании
|
Учитывают |
Не учитывают |
Иногда учитывают |
Затрудняются ответить |
||||
Дев. |
Мальч. |
Дев. |
Мальч. |
Дев. |
Мальч. |
Дев. |
Мальч. |
|
Учителя - мужчины |
7 (29,4%) |
8 (33,6%) |
14 (58%) |
11 (46,2%) |
3 (12,6%) |
5 (21%) |
- |
- |
Учителя - женщины |
8 (33,6%) |
5 (21%) |
15 (63%) |
16 (67,2%) |
1 (4,2%) |
3 (12,6%) |
- |
- |
Таким образом, большинство опрошенных учащихся отметили, что пол не учитывается учителями при организации учебного процесса. Респонденты отметили, что учителя считают девочек более исполнительными, ответственными особенно в отношении некоторых предметов.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
- Психофизиологические различия мальчиков и девочек являются основой формирования их гендерного поведения, которые необходимо учитывать в обучении.
- Школьные учебные пособия являются одним из важных каналов получения информации о социальных ролях женщин и мужчин, нормах поведения, принятых в обществе. Несмотря на то, что в учебниках по разным предметам частота обращения к гендерным образам имеет существенные отличия, все они воспроизводят доминирующие типы мужественности.
- Большинство педагогов СШ № 14 г. Лиды обладают определёнными стереотипами в отношении своих учащихся: ожидание успехов по своему предмету от девочек, частота обращения к девочкам больше, чем к мальчикам, направленность негативных реакций на поведение мальчиков. Повышение гендерной культуры педагогов должно способствовать освобождению от гендерных стереотипов и воспитания свободной, критично мыслящей, творческой личности.
- Учителя являются основными агентами гендерной социализации в общеобразовательной школе: во время ежедневных взаимодействий с учащимися они передают подрастающему поколению определенные ценности, гендерные нормы, формируют жизненные установки. При этом престижность профессии учителя у мужчин низкая. Феминизация школы способствует формированию у мальчиков феминности. Девочки проявляют активность и стремятся к доминированию, а мальчики демонстрируют пассивность. Необходим комплекс мер по привлечению мужчин в школу.
- Необходимо повышение гендерной культуры. Для учащихся в учреждении образования через информационно – пропагандистскую работу (оформление стендов, проведение тематических выставок, конкурс плакатов, коллажей). Для учителей - сотрудничество со специалистами медицинского и юридического профиля.
Таким образом, общеобразовательная школа является значимым институтом гендерной социализации. Именно в школьный период происходит принятие гендерной роли, формируется гендерная устойчивость. Уже в школе необходимо воспитывать ориентацию на семью, ее ценности. В мальчиках развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность. Для женского образования приоритетным должны быть воспитание высоконравственных качеств личности (целомудрия, стыда, отзывчивости), развитие тонкого эмоционально-нравственного восприятия жизни (эстетического вкуса, способности различать прекрасное и уродливое в окружающем мире), а также развитие умственных способностей, воли, мышления. Приоритеты в мужском образовании должны отдаваться воспитанию мужества, надежности, ответственности за себя и свою семью.
Список литературы
- Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе / Г.В. Вержибок. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
- Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся/ А.Е. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Национальный институт образования, 2008. – 96 с.
- Кунгурова, Н.И. Экономика знаний/ Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск : Издательство «БДП», 2010. – 1008 с.
- Кунгурова, Н.И. Социальная работа/ Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск : МФЦП. – 2007. – 448 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. –540 с.
- Смотрицкий, А.Л. Гендерные стереотипы как факторы социализации учащихся в общеобразовательной школе/ А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 1.
- http://www.owl.ru/gender/
- http://unfpa.by/ru/directions/gendernoe_ravenstvo/.