^ Вверх

УДК 37.

Лукашевич О.Л.

 

учащаяся 10 класса СШ № 14 г. Лиды

 

(научный руководитель – Кевра Н.Э., учитель истории и обществоведения

высшей категории СШ № 14 г. Лиды)

 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема гендерной культуры у современных школьников, вопрос влияния ее на развитие половой идентичности и общей кульутры поведения личности.

 

Гендерная культура – актуальная проблема современности, которая предполагает формирование представлений о красоте человека в любом возрастном периоде, а также представлений о жизненном предназначении женщины и мужчины, раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков и девочек.

Гендерная ситуация, сложившаяся в республике, находит отражение в системе образования. Специалистами всё чаще отмечается неспособность школы, столкнувшейся с проблемой феминизации, создать адекватные условия для гендерной социализации обучающегося, которая состоит в усвоении установок и гендерных моделей поведения, соответствующих требованиям общества, формировании способности адекватно реагировать на социальные изменения, потребности в полной мере реализовать свой потенциал как представителя определённого пола. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций [2,с.12]. На период обучения в школе приходится наибольшая интенсивность гендерного познания детей и выстраивание его собственного гендерного образа, поэтому изучение данного процесса имеет огромное значение для нашего общества.

Тема данной работы основана на гипотезе о том, что гендерная социализация в условиях общеобразовательной школы способствует формированию у мальчиков феминности, а у девочек – маскулинности.

 Исходя из выше сказанного, целью исследования является изучение влияния аспектов гендерного равенства на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе.

 Чтобы раскрыть цель работы, были поставлены следующие задачи:

- изучить на основе анкетирования, разность ассоциативного восприятия

 у девочек и мальчиков;

- изучить условия формирования гендерной социализации в школе;

- изучить влияние сложившихся гендерных стереотипов у учителей в  педагогической деятельности.

Объект исследования – учащиеся и учителя СШ № 14 г. Лиды.

Первой задачей исследования было изучение на основе анкетирования, разности ассоциативного восприятия у девочек и мальчиков. Решению этой задачи посвящена первая глава  исследования, где  представлено теоретическое и практическое обоснование психофизиологических различий девочек и мальчиков. Учащимся было предложено рассмотреть шаблон и назвать ассоциацию, которую вызывают данные изображения.   

В анкетировании приняли учащиеся 6-8 классов. Общее количество участников составило 52 человека, из них 27 мальчиков и 25 девочек.

 

Таблица 1. Сравнение ассоциативных образов учащихся разного пола

 

Мальчики

%

Девочки

%

1.Насекомое

2.Червяк, змея

3.Чешуйка

4.Летучая мышь

5.Иголка

6.Бейсбольная кепка, ложка

7.Верхушка горы, пирамида

8.Плитка кафеля

9.Пружина

10.Пропеллер

12

9

9

11

42

45

65

18

94

89

1.Бабочка

2.Верёвка, лента

3.Луна

4.Бантик

5.Иголка, булавка

6.Улитка, ковшик

7.Колпак, пирамида

8.Окно

9.Локон

10.Пояс, пряжка

68

35

56

85

97

65

76

65

84

77

 

Как видно ассоциативное мышление мальчиков и девочек различно. Можно сделать вывод, что ассоциации мальчиков указывают на склонность к предметно – инструментальной деятельности (пружина, пропеллер, кафель), связь с рискованными и опасными видами деятельности (змея, бейсбол, верхушка горы), а ассоциации девочек указывают, в первую очередь, на восприятие внешнего вида объекта (локон, пряжка, колпак, бантик), чувствительность (бабочка, луна, улитка). Исходя из этого, следует необходимость разного подхода в обучении, создания учебников и программ, с учётом половозрастных особенностей. Возможно даже раздельное обучение мальчиков и девочек.

Для решения второй задачи  исследования первоначально было изучено теоретическое обоснование условий формирования гендерной социализации в школе.  В практической части был проведён гендерный анализ учебных пособий: «Обществоведение» для 9-11 классов под редакцией Вишневского, «Математика» 5-11 класс, «Русский язык» 5-11 класс, «Русская литература» 5-11 класс, «Белорусский язык» 5-11 класс, «Белорусская литература» 5-11кл, «История Беларуси» 6-11 класс. В качестве сравнительной характеристики были выбраны  имена мужчин и женщин. Результаты исследования свидетельствует о том, что на страницах учебников мужчины представлены в активных ролях и общественной сфере. Исходя из этого, следует, что материал учебных пособий способствует формированию мужественности у мальчиков, а у девочек – маскулинности.

Далее изучалась сформированность понятия «гендерная культура» на основе анкетирования, в котором участвовали учащиеся 7-11 классов (47 человек). Выяснилось, что 65% учащихся не знают что такое «гендерная культура». Также было изучено мнение учащихся по гендерной проблематике в отношении источников информации. Предпочтения учащихся распределились  следующим образом: 53,3% учащихся желают получить информацию о «гендере» от учителей в школе; 23,3% - в семье; 16,9% - из книг (учебников); 4,1% - из СМИ; 2,4% - в кругу сверстников.  Полученные данные свидетельствуют, что наиболее популярными источниками информации по гендерной проблематике для 12-13-летних респондентов являются учителя, родители, СМИ; для 14 – летних – учителя, сверстники; для 15- 17- летних – уроки, учителя, учебники.

Для решения третьей задачи исследования было изучено теоретическое обоснование того, что социализация учащихся в условиях современной общеобразовательной школы происходит под значительным влиянием стереотипов в области гендера. Полученные знания решено было проверить на практике через анкетирование, в котором приняли участие 54 учителя СШ № 14 г. Лиды (83, 1 % от всех учителей школы). Среди них 5 учителей – мужчин, учителей – женщин – 49. На первом этапе анкетирования респондентам было предложено ответить на вопрос «У кого, по вашему мнению, у мужчин или женщин сильнее выражены перечисленные ниже черты и свойства характера?» Результаты приведены в таблице.

 

Таблица2. «Гендерные стереотипы у учителей»

 

Черты характера

 

мужчины

женщины

Муж.

%

Жен.

%

муж

%

Жен.

%

1.Эмоциональность

-

-

5

100

2

4

47

96

2.Разговорчивость

-

-

5

100

2

4

47

96

3.Уверенность в себе

100

-

 

47

96

2

4

4.Стремление руководить

1

 20

4

 80

24

49

25

51

5.Забота о детях

-

-

5

100

-

-

49

100

6.Активность

4

 80

1

20

27

56

20

44

7.Агрессивность

4

 80

1

20

24

49

25

51

8.Уступчивость

4

 80

1

20

42

86

5

14

9.Логическое мышление

4

 80

1

20

43

88

4

12

10.Низкая самооценка

4

 80

1

20

34

69

13

31

 

По результатам анкетирования видно, что все мужчины и 96% женщин назвали «эмоциональность» и «разговорчивость» свойством характера женщин; 84,6 % учителей определили, что именно женщина стремиться к руководству, но в то же время забота о детях является обязанностью только женщин. Мужчинам характерна: уверенность в себе (79,9%), активность (47,6%), уступчивость (70,7%), логическое мышление (72,3%), низкая самооценка (58,4%). Таким образом, учителя являются носителями гендерных свойств и гендерных стереотипов, которые передают своим учащимся, формируют у детей гендерные установки в отношении людей разного пола. Учителя ценят в учащихся качества, соответствующие моделям личности маскулинного мужчины и фемининной женщины. Поэтому можно предположить, что они сознательно или бессознательно будут прикладывать усилия для воспитания в учащихся именно этих качеств, опираясь на них и их культивируя.

На втором этапе анкетирования респонденты отвечали на вопрос «Учитываете ли вы пол учащегося при обучении и воспитании?» Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство учителей (83,4 %) считают пол важным фактором, который необходимо учитывать в учебно – воспитательном процессе. Хотя и фиксируется у учителей высокая степень осознания этой необходимости, пол учащихся не всегда учитывается в обучении. Такой же вывод можно сделать, изучив ответы учащихся на вопрос анкеты «Учитываются ли при обучении и воспитании принадлежность к конкретному полу?»  В анкетировании приняли участие 48 учащихся (24 девочки и 24 мальчика).

 

Таблица 3. Учёт пола учителями в обучении и воспитании

 

 

Учитывают

Не учитывают

Иногда учитывают

Затрудняются ответить

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Учителя - мужчины

7

(29,4%)

8

(33,6%)

14

(58%)

11

(46,2%)

3

(12,6%)

5

(21%)

-

-

Учителя - женщины

8

(33,6%)

5

(21%)

15

(63%)

16

(67,2%)

1

(4,2%)

3

(12,6%)

-

-

 

 Таким образом, большинство опрошенных учащихся  отметили, что пол  не учитывается учителями при организации учебного процесса. Респонденты отметили, что учителя  считают  девочек более исполнительными, ответственными особенно в отношении некоторых предметов.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Психофизиологические различия мальчиков и девочек являются основой формирования их гендерного поведения, которые необходимо учитывать в обучении.
  2. Школьные учебные пособия являются одним из важных каналов получения информации о социальных ролях женщин и мужчин, нормах поведения, принятых в обществе. Несмотря на то, что в учебниках по разным предметам частота обращения к гендерным образам имеет существенные отличия, все они воспроизводят доминирующие типы мужественности.
  3. Большинство педагогов СШ № 14 г. Лиды обладают определёнными стереотипами в отношении своих учащихся: ожидание успехов по своему предмету от девочек, частота обращения к девочкам больше, чем к мальчикам, направленность негативных реакций на поведение мальчиков. Повышение гендерной культуры педагогов должно способствовать освобождению от гендерных стереотипов и воспитания свободной, критично мыслящей, творческой личности. 
  4. Учителя являются основными агентами гендерной социализации в общеобразовательной школе: во время ежедневных взаимодействий с учащимися они передают подрастающему поколению определенные ценности, гендерные нормы, формируют жизненные установки. При этом престижность профессии учителя у мужчин низкая. Феминизация школы способствует формированию у мальчиков феминности. Девочки проявляют активность и стремятся к доминированию, а мальчики демонстрируют пассивность. Необходим комплекс мер по привлечению мужчин в школу.
  5. Необходимо повышение гендерной культуры. Для учащихся в учреждении образования через информационно – пропагандистскую работу (оформление стендов, проведение тематических выставок, конкурс плакатов, коллажей). Для учителей - сотрудничество со специалистами медицинского и юридического профиля.

 Таким образом, общеобразовательная школа является значимым институтом гендерной социализации. Именно в школьный период происходит принятие гендерной роли, формируется гендерная устойчивость. Уже в школе необходимо воспитывать ориентацию на семью, ее ценности. В мальчиках развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность. Для женского образования приоритетным должны быть воспитание высоконравственных качеств личности (целомудрия, стыда, отзывчивости), развитие тонкого эмоционально-нравственного восприятия жизни (эстетического вкуса, способности различать прекрасное и уродливое в окружающем мире), а также развитие умственных способностей, воли, мышления. Приоритеты в мужском образовании должны отдаваться воспитанию мужества, надежности, ответственности за себя и свою семью.

 

Список литературы 

  1. Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе / Г.В. Вержибок. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
  2. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся/ А.Е. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Национальный институт образования, 2008. – 96 с.
  3. Кунгурова, Н.И. Экономика знаний/ Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск : Издательство «БДП», 2010. – 1008 с.
  4. Кунгурова, Н.И. Социальная работа/ Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск : МФЦП. – 2007. – 448 с.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. –540 с.
  6. Смотрицкий, А.Л. Гендерные стереотипы как факторы социализации учащихся в общеобразовательной школе/ А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 1.
  7. http://www.owl.ru/gender/
  8. http://unfpa.by/ru/directions/gendernoe_ravenstvo/.