Бут-Гусаим Е.В. БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Современный педагогический социум представляет собой социальное пространство повышенного напряжения, что часто приводит к возникновению разного рода конфликтов. Как правило, конфликтогенные ситуации в образовании переживаются острее. И дело не только в существовании общеизвестной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновение субъектов образования является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и выступает одним из факторов формирования специфических компонентов социального опыта учащихся.

Следовательно, конфликтность является закономерностью функционирования педагогического процесса. Однако данная закономерность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного взаимодействия, а заслуживает тщательного профессионального рассмотрения. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость разносторонней работы по изучению особенностей общения учащихся в школе и выделению бесконфликтного общения как культурного эталона, к которому необходимо стремиться.

Что же понимается под бесконфликтным общением, каковы его структурные компоненты?

Опираясь на работу В.И. Сафьянова «Этика общения», выделяем постулат «гармонического соответствия» аксиологических, антропологических и прагматических аспектов общения. Как утверждает автор, именно противоречия между этими сферами и внутри их могут привести к конфликтам, поэтому важно их своевременно обнаружить и принять соответствующие меры.

Кроме того, существуют некие исходные основы, положения этики общения, рассматриваемые как принципы. Среди этих принципов, в первую очередь, можно выделить:

1. принцип презумпции порядочности партнера по общению;

2. принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности достоинства субъектов общения;

3. принцип толерантности и альтруизма;

4. принцип милосердия;

5. принцип «справедливости и благородства»;

6. принцип ненасилия [2, с.121-123].

Таким образом, бесконфликтное общение можно определить как сложный многогранный процесс взаимодействия людей, в основе которого лежит принцип гармонического соответствия аксиологических, антропологических и прагматических аспектов общения, опирающихся на положения этики о презумпции порядочности партнера по общению, сохранении суверенитета и неприкосновенности достоинства субъектов общения, толерантности и альтруизма, милосердия и ненасилия, справедливости и благородства.

Как утверждает Шейнов И.П., 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знают о них, либо не придают им должного значения [4, с.11].

Как же в таком случае достичь бесконфликтного общения?

Основным способом максимального бесконфликтного общения, по мнению В.И. Сафьянова, является способ избегания оценок или способ максимальной безоценочности (или минимальной оценочности общения). Так как общаться совсем без оценок даже теоретически и даже при самом большом желании невозможно, то автор и предлагает способ максимальной безоценочности (а не просто безоценочности). Следует отметить, что оценки в общении проявляются не только на вербальном, но и на невербальном уровнях: в поступках, мимике, жестах. К примеру, если человек всегда вежливо умеет обращаться, но фактически не замечает присутствия окружающих: может позволить себе не вернуть взятую книгу вовремя, может позвонить тогда, когда вы уже спите и т.д. – то здесь имеет место проявление косвенной самооценки и оценки окружающих.

Искусство бесконфликтного общения связано именно с тем, чтобы поставить достоинство человека выше этих приходящих слабостей и недостатков. Сам же человек не должен только эмоционально относиться к высказанным в его адрес отрицательным оценкам, проявлять при этом панику и считать, что причина для конфликта уже есть.

Суть установления здоровой, бесконфликтной атмосферы общения заключается в том, чтобы включать в общение максимально возможное количество синтонов (элементы общения, которые созвучны потребностям человека и ведут к созданию здоровой морально-психологической атмосферы общения, к возвышению  человеческого достоинства) и исключать максимально возможное количество конфликтогенов (элементы общения, которые могут ущемлять достоинство партнеров и, по крайней мере, потенциально ведут к созданию конфликтной ситуации). Реализовать же эту установку на практике весьма нелегко, так как здесь важно иметь и развитое нравственное чувство, и чувство меры, и высокую культуру «техники общения» [2].

Придерживаться бесконфликтного общения в личных взаимоотношениях помогут правила, сформированные Богатыревой Н.:

1. Конфликтогены нужно знать «в лицо».

2. Потребности человека являются определяющими в общении, поэтому следует уметь их понимать.

3. Не следует забывать, что если конфликтогены вовремя обнаружить, гораздо легче ограничить их воздействие.

4. В общении нужно действовать по принципу «если не я, то кто же?» Подобное поведение будет способствовать ограничению влияния разрушительных конфликтогенов.

5. При разговоре старайтесь высказываться ясно, недвусмысленно и информативно.

6. В коллективе старайтесь создавать вокруг себя синтонность, т.е. атмосферу психологического комфорта и общности людей [1, с. 78].

Бесконфликтное общение и конструктивное разрешение конфликтов невозможно без определенных качеств личности, особое внимание которым было отведено в работе доктора филологических наук Третьяковой Веры Степановны. В ходе работы были выделены такие качества, как:

1. Эмпатия.

2. Доброжелательность.

3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).

4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений).

5. Инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими  «идти вперед», а не только реагировать на их  действия).

6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).

7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).

9. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).

10. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.

11. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе [3].

Так как от конфликтов в общении сразу освободиться крайне сложно, нужно вести с ними последовательную ненасильственную «борьбу». Бесконфликтное общение в данном случае выступает как культурный эталон, к которому нужно стремиться. И достичь эталона бесконфликтного общения можно только ненасильственными методами.

Для того чтобы предупредить возникшие противоречия, важно всегда учитывать тот факт, что они детерминируются не только субъективными, но и объективными факторами. Беспричинных явлений не бывает, противоречия также не возникают без оснований и причин. Поэтому выявление и устранение возможных причин и условий возникновения противоречий – вот первоочередная задача в комплексе мер по предупреждению конфликтов и достижению бесконфликтного гуманистического общения.

Важнейшим превентивным фактором в данном случае  выступает высокая культура и этика общения. Конечно, полную гарантию бесконфликтного общения сами по себе они не могут обеспечить, так как слишком много случайных факторов определяет процесс возникновения и разрастания конфликта. Для обеспечения бесконфликтности необходима соответствующая позиция хотя бы одной из сторон. Устранение конфликта как противоборства предполагает, что хотя бы одна из его сторон заняла принципиально бесконфликтную позицию.

Кроме того, в бесконфликтном общении важное место занимает наука и искусство предупреждения конфликтов. Конфликты легче предупредить, чем потом искать оптимальные пути их разрешения. В.И. Сафьянов выделяет следующие средства ненасильственного разрешения противоречий и предупреждения конфликтных ситуаций – этикет или этикетное общение. Этикет, как некая система ритуализированных нравственных и культурных нормативных стандартов, может выполнять функцию предупреждения опасных конфликтных ситуаций. Во многих ситуациях он снимает психологическую напряженность, помогает человеку защититься от неопределенности ситуации. Однако автор подчеркивает, что не следует переоценивать  и абсолютизировать роль этикета в процессе бесконфликтного общения. Нельзя сказать, что каждому человеку может быть приятно его выполнение, но он все-таки выполняет, так как «это делают все». Именно регламентированная подчиненность неким нормам помогает снять многие конфликты уже в зародыше, на уровне противоречия [2].

Таким образом, нормы этикета являются нормами бесконфликтного общения, они помогают устанавливать контакты в общении (формы приветствия, знакомства и т.д.), решать противоречия между элементами должного и сущего, между желаниями и возможностями.

Следовательно, бесконфликтное общение представляет собой сложную многогранную структуру, компоненты которой представлены в следующей таблице:

Таблица 1 – Структурные компоненты бесконфликтного общения

Бесконфликтное общение
Нормы этикета Высокая 

культура

Соблюдение правил бесконфликтного общения Качества личности эмпатия
аутентичность
Выявление и устранение возможных причин возникновения противоречий конкретность
инициативность
непосредственность
Этика общения Максимальная безоценочность открытость
доброжелательность
 

Ненасилие

готовность к самопознанию

Развитие каждого из компонентов данной структуры способствует полноценному формированию навыков и умений бесконфликтного общения.

 

Список литературы

  1. Богатырева, Н. Конфликтогены, или как вести себя в конфликте / Н. Богатырева. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2008. – С. 76-81.
  2. Сафьянов, В.И. Этика общения: Учебное пособие / В.И. Сафьянов. – М.: Изд-во МГУП «Мир книг», 1998. – 164 с.
  3. Третьякова, В.С. Речевой конфликт и гармонизация общения: дис. … доктора фил. наук:  10.02.01 / В.С. Третьякова. –– Екатеринбург, 2003. – 301 с.
  4. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 288 с.
Запись опубликована в рубрике Процессы коммуникации. Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>