Для современной образовательной системы очень важной является проблема умственного воспитания и развития. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе «надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания» [1, с. 136].
Умственное воспитание рассматривается как планомерное целенаправленное воздействие взрослых на уровень развития детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности [1, с. 138].
Основной функцией умственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование познавательной деятельности. В дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание – восприятие.
Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, выделение его особенностей. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства, сопоставляет их с уже известными сенсорными эталонами. Выявление уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в дошкольном возрасте является важной задачей для правильного построения процесса умственного воспитания.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общим сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, усвоение системы сенсорных эталонов (системы геометрических форм, спектра цветов). Сенсорные эталоны – общепринятые мерки, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В старшем дошкольном возрасте детьми не только усвоена система сенсорных эталонов, но и образы восприятия обозначены словом, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда отсутствует зрительное восприятие предмета.
Сенсорное воспитание приобретает особое значение при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Это связано с тем, что для детей данной категории характерна низкая потребность в познании, что обусловливает искаженное представление об окружающей действительности. Их восприятие недостаточно дифференцировано. Дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между предметами и их частями [2, с. 36]. Для организации процесса сенсорного воспитания с детьми с интеллектуальной недостаточностью необходимо выделить трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе познания окружающего мира, а также его потенциальные возможности.
В связи с этим была обозначена цель нашего исследования – изучить особенности использования сенсорных эталонов детьми 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью. Для исследования восприятия формы и цвета применялась методика «Эталоны» О.М. Дьяченко.
В состав экспериментальной группы вошли дети 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью (N=7). Исследование проводилось на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 5 г. Гродно для детей с особенностями психофизического развития».
Анализ полученных результатов позволил выделить трудности, которые испытывали дети 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью при выполнении предложенных заданий. Особые затруднения отмечались при анализе инструкции: дети в большинстве случаев не понимали сущности предлагаемого задания, что не позволяло им выполнить его и достигнуть определенного результата. Следует отметить также повышенную отвлекаемость детей.
Данная методика позволила выявить уровень сформированности у детей сенсорных эталонов. Восприятие цвета и формы предмета характеризовалось следующими особенностями. Дети 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью плохо дифференцировали близкие по спектру цвета (синий – голубой, красный – оранжевый, желтый – оранжевый). При восприятии формы предметов они узнавали круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, сравнивали их друг с другом и распознавали на ощупь.
Выполнение методики «Эталоны» вызвало у детей с интеллектуальной недостаточностью определенные затруднения. Дети не понимали инструкцию к методике, ошибочно относили предметы к заданным эталонам на основе выделения одной детали или без учета характерных деталей контура. Они не использовали поисковые способы (примеривание, пробы). В результате правильное выполнение методики оказалось недоступно детям с интеллектуальной недостаточностью.
На основании полученных результатов можно выделить следующие особенности изучаемых аспектов восприятия дошкольников 6-7 лет с интеллектуальной недостаточностью: трудности дифференциации сходных по спектру цветов; опускание деталей при восприятии изображенного предмета; способность ориентироваться на простые эталоны формы; использование синкретической ориентировки, проявляющейся в отнесении предмета к заданному эталону на основе выделения какой-либо одной детали или без учета деталей контура при наличии сложных эталонов формы.
Таким образом, на основании полученных результатов можно говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
При проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью необходимо формировать у них перцептивные действия ознакомления с предметами, обучать способу целенаправленного обследования предметов, выделению у них характеристик, обуславливающих специфическое узнавание предметов. В процессе формирования восприятия необходимо обеспечить усвоение системы сенсорных эталонов, научить детей быть внимательными к тому, что их окружает, правильно воспринимать окружающее – смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Закрепление образов восприятия дает большие возможности для развития высших психических функций.
Список литературы
1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
2. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 208 с.