Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности ребенка. Проявление интереса к игре способствует развитию игры как деятельности. Важным фактором становления игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является проявление интереса к процессу игры, к предметам игры, к ее участникам [1].
Для определения особенностей проявления интереса к игре дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью нами было проведено исследование на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 5 г. Гродно для детей с особенностями психофизического развития». В экспериментальную группу вошли дети 6-8 лет с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Для проведения исследования были подобраны игры «Опиши предмет»; «Фотограф»; «Птички»; «Прокати мяч»; «Зеркало»; «Построим дом» [2].
Игры «Опиши предмет», «Фотограф», «Птички», «Прокати мяч» были проведены при непосредственном включении экспериментатора. Данная группа игр не предполагала полной самостоятельности детей. Экспериментатор направлял действия детей и руководил их деятельностью. Игры «Зеркало» и «Построим дом» проводились без сопровождения экспериментатора. Данные игры предполагали полную самостоятельность и активность детей. Экспериментатор не участвовал в игре. Его роль заключалась в объяснении правил проводимой игры. Все данные были внесены в протоколы, где записывались также результаты наблюдений за дошкольниками.
Полученные результаты позволили выделить особенности проявления интереса к игре у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Дети с интеллектуальной недостаточностью отнеслись к предложенным играм сначала безразлично, затем некоторые дошкольники проявили элементарный интерес, который выражался в рассматривании или ощупывании предметов игры. Предлагаемые игрушки быстро надоедали детям, и они теряли свой интерес к исследованию данных предметов. В ходе проведения исследования дети с интеллектуальной недостаточностью проявляли в основном избирательный интерес к игрушкам. Наибольшее внимание дети уделяли ярким или музыкальным игрушкам, которые оказывали непосредственное воздействие на сенсорные анализаторы дошкольников. Характерной особенностью для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является тот факт, что проявление избирательного интереса к предлагаемым игрушкам не вызывало желания включиться в организуемую игру. Детям было неинтересно, с какими игрушками играют их сверстники, как можно использовать эти игрушки в своей игровой деятельности. Некоторые дошкольники могли выделить привычные для них любимые игрушки, которыми они ежедневно манипулировали. Дети проявляли свой избирательный интерес к конкретным игрушкам. Подлинного интереса к игре у детей не отмечалось.
Таким образом, необходимо отметить низкий уровень проявления познавательного интереса к игре дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Важно учитывать эту особенность в организации коррекционно-развивающей работы, так как познавательный интерес – ведущий мотив деятельности, направляющий ребенка дошкольного возраста на овладение способами игры. Необходимо формировать интерес к игре у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, так как это развивает и повышает активность в игре, способствует формированию способностей, создает благоприятный эмоциональный фон для формирования навыков игрового поведения.
Список литературы
- Роль игры в воспитании дошкольника [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http: // www. i. deti. ru /. – Дата доступа: 27.10.2009.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.