Соколюк М.А. ЯЗЫКОВЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

 

Одной из основных тенденций развития СМИ в контексте процессов информатизации является их социализация. Это появление социальных медиа, обеспечивающих новые формы коммуникации производителей контента и его потребителей и широко использующих копродукцию контента самими пользователями конечного продукта (когда каждый читатель может выполнять функции комментатора, репортёра, редактора и т.д.). Современные социальные медиа обладают рядом новых существенных черт (интерактивность, полилогичность, мультимедийность, возможность собственного высказывания), которые определяют новые манипулятивные стратегии, в том числе и в области использования языка. Феномен социальных медиа фактически является суперпозицией ключевых трансформаций СМИ, их социальных и психологических субъектов и ответом на то, что современный адресат масс-медиа иначе смотрит и видит в ситуации перенасыщенности образами, с трудом удерживая внимание в пределах однородного информационного ряда, но легко и привычно переключая его; динамичен, технологически оснащен и легко преодолевает зависимость от конкретных источников в удовлетворении своих информационных потребностей; обретает возможность сформировать и высказать свое, пусть даже некомпетентное мнение [1, с. 302].

Вместе с тем сетевые коммуникации уязвимы в отношении манипулятивных воздействий, что объясняется их спецификой (анонимность, физическая непредставленность и нелокализуемость субъектов коммуникации, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации и т.д.).

Средства языковых манипуляций в СМИ исследованы и описаны в работах Ю.А. Антоновой, А.Н. Баранова, Ю.С. Басковой, Э.В. Будаева, О.Н. Быковой, Н.Ю. Воеводкина, Н.Э. Гронской, Е.В. Гориной, С.В. Гуськовой, М.P. Желтухиной, Е.В. Какориной, Ю.Н. Караулова, И.Г. Катеневой, В.Г. Костомарова, Дж. Лакоффа, Н.Б. Руженцевой, А.А. Романова, А.П. Чудинова и др. Однако переход к цифровым технологиям и «конвергенция коммуникативных и информационных технологий» [2, с. 59] актуализирует проблематику языковых манипуляций в СМИ на новом уровне. Специфика манипулятивного воздействия в рамках коммуникации «журналист – целевая аудитория» рассматривается в различных аспектах Б.Н. Бессоновым, А.И. Власовым, Л. Войтасик, Г.В. Грачевым, С.Г. Кара-Мурзой, Е.Н. Зарецкой, Н.А.  Купиной, С.А. Мегентесовым, Н.А. Остроушко и др.

Актуальность исследования языковых манипуляций в социальных медиа обусловлена недостаточной лингвистической изученностью системного взаимодействия вербальных и невербальных языковых манипулятивных средств в гетерогенных семиотических системах современных информационно-коммуникационных сред.

Особенности использования языковых манипуляций в социальных медиа определяются тем, что они осуществляются в перенасыщенной информацией мультимедийной коммуникационной среде, которая оптимизирована для того, чтобы максимально лаконично и быстро донести до коммуниканта большой массив данных, зачастую автоматически подготавливаемых.

Текстовое сообщение утрачивает свою информационную уникальность в социальных медиа, становится частью их сложной комплексной мультимедийной семантической системы. Стратегии привлечения внимания пользователей приводят к предложению им нового, инфографического уровня представления информации, на котором огромные массивы данных скрыты от пользователя, а результаты их высокотехнологичной обработки сводятся в привлекательный и простой в восприятии интерактивный визуальный образ с возможностями выбора формы представления данных, ведения поиска, обогащения справочным материалом, фильтрации и выражения собственного мнения через голосование, комментарии, рекомендации. Все это создает убедительные иллюзии объективности получаемой информации и неограниченной свободы получателя в оперировании исходными данными. На деле же даже простейшие круговые диаграммы, призванные максимально облегчить восприятие информации, способны существенным образом искажать это восприятие.

Инфографика социальных медиа символизирует собой не отказ от вербального текста, а интеграцию его в более сложные гетерогенные знаковые системы. Каждый компонент таких систем находится в сложном взаимодействии со всем остальными. Таким образом, вербальный текст не только не утрачивает своей роли, но обретает множество новых ролей в формировании становящегося изобразительного языка. И все, что относится к искусству владения словом (на уровне стилистики, риторики, прагматики, семантики), в инфографике не просто остается востребованным, а обретает дополнительные значения и ценность.

В инфографике вербальные средства реализации манипулятивных стратегий и тактик (омонимия и полисемия как семантическая основа амфиболии, семантические преобразования, окказионализмы, трансформация фразеологических единиц, знаки личного дейксиса, синтаксический параллелизм и т.д.) [3, с 10–17] находятся в качественно новой связи с невербальными средствами организации и предъявления контента.

Невербальные же средства реализуются через креолизованный текст и параграфемные средства (шрифтовые выделения – курсивное, полужирное, капитель; цветовые выделения – выворотка, растры, фоновые подложки; подчеркивающие и отчеркивающие линейки; особенности верстки). Использование креолизованных текстов, иконическим элементом которых является карикатура, лежит в основе реализации тактик «бездоказательное умаление авторитета», «оскорбление», «превращение нейтральных контекстов в дискредитирующие».

Интерактивная мультимедийная инфографика социальных медиа создается, как правило, с помощью специализированных сетевых сервисов (StatPlanet, Creately, Many Eyes и др.), предполагающих использование собственных данных для подстановки в готовые шаблоны с целью мгновенного получения профессиональной инфографики. Она воплощает тенденцию замещения функции отражения функцией формирования реальности и, сохраняя способность журналистики в актуализации заданных мировоззренческих констант социальных групп средствами подбора фактов и обработки данных, позволяет делать это латентно в условиях реальной пользовательской активности в работе с информационным ресурсом. В новых возможностях манипулирования целевой аудиторией со стороны цифровых масс-медиа не только конечный потребитель информационного продукта попадает под воздействие предварительно заданных в нем интенций и оценок, но и пользующийся внешним инфографическим сервисом журналист становится заложником скрытого семантического послания. Такое послание может быть организовано не только на уровне фактического материала или коннотаций, но и на основе самой тематизации информационного сообщения в современной медийной среде, где в условиях дефицита внимания выдвижение на первый план той или иной тематики сообщения является сильнейшим средством манипуляции целевой аудиторией.

Тематизация дискурса вокруг информационных поводов становится ведущей манипуляционной стратегией, что отражается и на использовании языковых средств манипуляций. Так, для формирования заданной заказчиком пользовательской позиции используются не только те языковые средства, которые делают данную позицию привлекательной, но и те, которые дискредитируют в глазах пользователя альтернативные позиции. В целях дискредитации широко используется ненормативная лексика, канцеляризмы, стилистика троллинга и эльфинга.

Все более существенным фактором, определяющим особенности использования языковых средств в социальных медиа, является применение программных средств автоматизации сетевого дискурса. Новым способом манипуляции в социальных медиа является астротурфинг – искусственное формирование общественного мнения или эмуляция общественной поддержки путём масштабного комментирования в среде интернет-коммуникаций. Астротурфинг может использовать специально нанятых людей, которые на форумах, в блогах и социальных сетях пишут заказные посты и комментарии с целью создания впечатления спонтанной, массовой поддержки или осуждения заданных реалий. Однако чаще применяются специальные программные комплексы (боты), использующие лексические базы данных и языковые корпуса.

Проблема манипуляции в социальных медиа требует всестороннего лингвистического исследования в единстве с другими уровнями изучения (технологическим, психологическим, социальным, экономическим и др.) [4].

 

  1. Концевой, М.П. Интерактивная журналистская инфографика: феномен, тенденции, инструментарий / М.П. Концевой // “Жыццём і словам прысягаючы…” : зборнiк навуковых прац.  – Miнск : Адукацыя i выхаванне, 2012. – C. 298–307.
  2. Зверева, Е.А. Масс-медиа Европы: глобальное влияние и европейские ценности : учебное пособие / Е.А. Зверева. – Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – 67 с.
  3. Катенева, И. Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01 / И.Г. Катенева. – Новосибирск, 2010. – 250 с.
  4. Романюк, Р.Г. Астротурфинг как социолингвистический феномен / Р.Г. Романюк // Сервер Республиканской научно-практической Интернет-конференции «Альтернант–2012» [Электронный ресурс] / Гродно, Гродненский государственный университет ; 22–25 апреля 2011. – Режим доступа: http://edu.grsu.by/alternant/?p=461 – Дата доступа 27.03.2013.
Запись опубликована в рубрике 2013, Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>