Ляо Цзявэй ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ КИТАЯ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В современных условиях для дальнейшего развития мировой экономики необходима активизация роли и места прямых иностранных инвестиций, следствием беспрецедентного роста объемов движения которых является выход потоков капитала на первое место в мире по значимости в процессе формирования единого глобального экономического пространства.

Современное кредитно-инвестиционное сотрудничество Беларуси и Китая находится, с одной стороны, на этапе трансформации китайских подрядчиков и кредиторов в инвесторов, а с другой – в преддверии массового прихода прямых инвестиций в Беларусь. Практическая реализация опыта КНР будет способствовать скорейшей адаптации китайских инвесторов к белорусским условиям и дальнейшему улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.

Сотрудничество между Беларусью и Китаем обладает огромным потенциалом. Сегодня выгоды и преимущества развития китайского вектора ни у кого не вызывают сомнения. Вместе с тем значительная территориальная удаленность Беларуси и Китая препятствуют ещё большей активизации двусторонних отношений.

В настоящее время в Республике Беларусь функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank- Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия);  в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и др.

Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным – лишь 30%, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65% до 80%. Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 г. процессу приватизации решено придать плановый характер, её темпы являются неудовлетворительными.

Так, в 2008 – 2010 гг. запланирована продажа 40% акций открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.

Важной предпосылкой идеи привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует больше 60 двусторонних соглашений о защите инвестиций, ведется работа по заключению еще 30 соглашений.

31 декабря 2010 г. ратифицировано рыночное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря ему открылись возможности для получения финансирования в форме кредитов и банковских гарантий со стороны данного банка, а также финансирования инвестиционных проектов. Этим банком совместно с другими международными финансовыми организациями в настоящее время ведутся переговоры по подписанию соглашений с Северной экологической финансовой корпорацией.

Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций приватизации».

Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями. Например, в докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2011» по индексу легкости ведения бизнеса в 2011 г. Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2010 г.

Республика Беларусь – это единственная страна из стран с переходной экономикой, у которой существует серьёзный разрыв между двумя показателями: индексом потенциального притока прямых иностранных инвестиций и индексом реального притока МИИ, что свидетельствует об упущенных возможностях привлечения ПИИ в экономику по сравнению со странами-конкурентами.

При грамотном подходе ПИИ могут обеспечить повышение технологического уровня производства. Однако прямые иностранные инвестиции осуществляются, как правило, стратегическим инвестором и требуют более глубокой проработки в честь гарантий прав собственников и создания совокупности системных условий, обеспечивающих конкурентоспособность страны по сравнению с другими странами на мировом рынке инвестиций.

Привлечение и эффективное использование инвестиций – один из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь. Для работы иностранных инвесторов на территории страны созданы необходимые правовые условия. Всем инвесторам гарантирована равная, без дискриминации защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса. Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются также в рамках двусторонних соглашений Беларуси с другими странами. Например, сохранность китайских инвестиций гарантируется соглашением между Республикой Беларусь и КНР о поощрении и взаимной защите инвестиций от 11.01.1993 г. Таким образом, в стране создана система стимулов, льгот и преференций для осуществления инвестиционной деятельности.

Запись опубликована в рубрике 2013, Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>