Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Любознательность ребенка направлена на познание происходящего вокруг и построение своей картины мира, поэтому познавательная активность выступает как особенность здоровой психики ребенка. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов, поэтому в это время очень важно не упустить возможность развить познавательный интерес к математике как к учебному предмету.
Математика на I ступени школьного обучения является основным учебным предметом. В этот период младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно дальнейшее успешное обучение в школе. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается «проблема воспитания интереса к учению» [1, с. 35].
Проблема формирования познавательного интереса у учащихся рассматривалась ещё такими великими педагогами, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптеров и нашла продолжение в работах Г.И. Щукиной, Н.В. Кухарева, Н.В. Метельского, Н.В. Кузьминой и других.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения понятия «познавательный интерес». Так, его рассматривают как важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.
С точки зрения А.В. Кухарь, познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению [2, с. 45].
Н.В. Метельский определяет интерес как «активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» [3, с. 20].
Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [4, с. 34].
Рассмотрение проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в историческом аспекте позволило выявить, что соответствующие идеи развивались под воздействием разнообразных факторов состояния культуры, социально-психологического климата общества, традиций и идей обучения, складывающихся на разных этапах исторического развития общества. Анализируя сущность понятия «познавательные интересы» и их особенностей, мы пришли к пониманию данного вида интересов как разновидности интересов личности, имеющей свои источники возникновения, различные стадии развития.
Таким образом, познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно, но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Самый важный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес. Именно он играет в педагогическом процессе главную роль.
Любой первоклассник, собирающейся в школу, хочет учиться. Занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учебе. Нужно, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, иначе говоря, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Для этого и нужно сформировать познавательный интерес к обучению в целом, и к предмету в частности.
Следует отметить, что познавательный интерес не только представляет собой важный фактор учения, но в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности. Он способствует формированию общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в становлении и развитии личностных качеств учащегося.
Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными, стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
- связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на развитие личность школьника. Это выражается в том, что уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам непрерывно и активно ищет. При этом поисковая деятельность младшего школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность [5, с. 89].
Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Современному учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у каждого отдельного учащегося, для того чтобы способствовать укреплению интереса к учебному предмету и его дальнейшему усилению.
В математике познавательный интерес является основным фактором, стимулирующим обучаемого к учению, и основой формирования прочных математических знаний. Эти знания служат фундаментом для развития интереса к изучению и познанию других наук (физика, химия, биология и другие).
Анализ психолого-педагогической литературы, собственного опыта работы, хотя и небольшого, позволили нам определить, что развитию познавательного интереса к математике способствуют:
- специально подобранная система заданий;
- содержание заданий (содействуют обогащению и расширению знаний учащихся, развитию кругозора);
- дидактические игры;
- нестандартные задачи и задания;
- устный счёт: различные формы его проведения и на различных этапах урока;
- нестандартные уроки (уроки-сказки, уроки-путешествия и тому подобное) и различные виды работы на уроке (в парах, в группах, самостоятельная работа и так далее);
- создание проблемной ситуации на уроке;
- использование различных форм и видов контроля;
- использование наглядного материала;
- создание ситуаций успеха (ориентация на достижения успеха позволяет учащимся преодолеть комплекс школьной неполноценности).
Необходимо развивать у учащихся мотивацию к саморазвитию, самосовершенствованию, создавать условия для того, чтобы ученик стремился к лучшим учебным результатам, осознавал пользу от своего труда.
Таким образом, мы согласны с точкой зрения А.К. Марковой в том, что познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения [6, с. 65]. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний.
Список литературы
- Кузнецов, Б.М. Воспитание интереса к изучению математики в школе / Б.М. Кузнецов. – Иркутск : Издательство Иркутского университета, 1989. – 131 с.
- Кухарь, А.В. Некоторые пути формирования познавательного интереса у учащихся 4-5 классов / А.В. Кухарь // Математика в школе. – 1985. – № 5. – С. 21.
- Метельский, Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы / Н.В. Метельский. – Минск : Издательство БГУ, 1982. – 308 с.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1995. – 160 с.
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1979. – 95 с.
- Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.