Фомина О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство [1, с. 10].

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [1, с. 10].

Под информационной технологией понимается технология, использующая специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т. е. компьютерную иинформационную технику.Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.Все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, проектор, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации и др.) и программные (тренажеры, комплексные обучающие пакеты, экспертные системы, информационные системы управления, виртуальные конструкторы и др.) [2].

Проникновению ИКТ в различные сферы образовательной деятельности способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов [1, с. 11].

Интенсивно развивающиеся ИКТ имеют огромный потенциал и для поддержки образовательного процесса лиц с особенностями психофизического развития, позволяя осуществлять формирование компенсаторных умений и навыков, обеспечивать равноправный доступ к информационным и образовательным ресурсам, способствуя успешной социализации и интеграции в современный социум лиц с ОПФР [3].

Многие исследователи в области специальной педагогики и психологии считают, что обращение к новым информационным технологиям будет способствовать совершенствованию всех компонентов специального образования (И.В. Больших, В.И. Голод, E.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, Ю.Н. Кислякова, Е.Л. Королевская, О.И. Кукушкина, Т.В. Лисовская, Н.Н. Малофеев, И.А. Никольская, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Е. Шевчук и др.).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь началась активная разработка психолого-педагогических подходов к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерных технологий в качестве новых эффективных мер по улучшению процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это направление нашло отражение в нормативных документах: Государственной программе развития специального образования на 2012–2016 годы [4], инструктивно-методическом письме «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» в 2012/2013 учебном году [3], рекомендациях Республиканского совещания «Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования» от 14.09.2012 [5].

В настоящее время, с целью накопления, обобщения, адаптации и распространения опыта использования ИКТ в подготовке педагогических кадров, проведения научных исследований, разработки научно-методической базы применения ИКТ в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития в стране действует учебная лаборатория «Образование без границ» [6, с. 8].

ИКТ и электронные средства обучения в специальном образовании предполагают использование не только компьютеров, но и всего многообразия современных технических средств обучения, например устройств обработки информации, периферийного компьютерного оборудования, средств связи, средств мультимедиа, а также специальных аппаратных средств для пользователей с особенностями психофизического развития[3]. Приоритет отдается специализированным информационным технологиям обучения, учитывающим общие закономерности и специфические особенности развития детей, логику построения специального обучения и базовые принципы специальной дидактики.

Использование ИКТ и электронных средств обучения при реализации образовательных программ специального образования позволяет:

– совершенствовать методы и технологии отбора и формирования содержания образования;

– вводить и развивать новые специализированные предметные области,учебные предметы, направления коррекционных занятий, связанные синформатикой и информационными технологиями;

– повышать эффективность обучения за счет его большей индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

– организовывать новые формы взаимодействия в процессе обучения;

– изменять содержание и характер деятельности обучающего иобучаемого;

– совершенствовать механизмы управления системой образования;

– снижать затраты на организацию и проведение учебных мероприятий засчет переноса части повседневных рутинных функций с педагогов насредства компьютерной поддержки процесса обучения;

– повышать мотивацию учащихся, расширять сферы их самостоятельнойдеятельности;

– обеспечивать доступность в восприятии учебного материала и т.д. [3].

Таким образом, ИКТ позволяют создать новые модели обучения, дают возможность наполнить единое образовательное пространство новым содержанием. Однако при всей значимости и необходимости использования ИКТ необходимо отметить, что активным творческим началом на уроке остается учитель, компьютер лишь «поддерживает» использование оптимальных приемов и методов обучения [7, с. 4].

 

Список литературы

1. Абасова, С.Э.Современные информационно-коммуникационные технологии образования / С.Э. Абасова, С.Г. Абдуллаев// Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции: в 2-х ч.: Ч. 1. – Екатеринбург : РГППУ, 2011. – 318 с.

2. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании / И.А. Никольская. – М.: Академия, 2011. – 144 с.

3. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №4. – С. 44–51.

4. Государственная программа разития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №3. – С. 3–18.

5. Рекомендации Республиканского совещания «Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4801 – Дата доступа : 10. 01. 2013.

6. Даливеля, О.В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля, В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – №1. – С. 8–12.

7. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Четыре четверти, 2010.– 52 с.

8. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. С. 67–78.

Запись опубликована в рубрике 2013, Процессы коммуникации. Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>