Шилюк Е.А. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ БАЗЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

У старшего дошкольника появляется интерес к речи как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Мы начинаем строить работу в системе по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.

Ребенок старшего дошкольного возраста активно овладевает бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим миром. Одно из главных направлений в работе воспитателя – это работа над правильным использованием основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство детей со сложными случаями использования русской грамматики.

Углубленно работая над развитием словаря детей старшей группы и формированием грамматического строя речи, мы решаем следующие задачи:

  • точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающие видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на основе сходства предметы;
  • замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
  • самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.

Исходя из вышеперечисленных задач мы составили перспективный план, подобрали игры и упражнения на развитие лексикой базы старших дошкольников. Большое внимание уделяем развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Так, вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса), мы широко применяем загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Работаем над смысловой стороной слова, расширяем запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараемся формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов мы постепенно подводим детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия. Нами создана картотека. В ней систематизированы и разложены по темам словесные игры и упражнения (фрукты, одежда, мебель, посуда, времена года, животные, птицы, профессии).

Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи мы включаем в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром, стараемся учитывать отношения каждого ребенка к процессу познания и степень его активности в работе.

На занятиях по обучению детей грамоте особое внимание уделяем игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников. Наши занятия построятся таким образом, что один вид детской деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей на занятии динамичной, насыщенной и менее утомительной. Благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой, повышается активность детей на занятиях; дети становятся больше инициативными, внимательными, справляются с поставленными задачами. Занятия проводятся непринужденно, живо. Индивидуальный подход на занятиях определяется очень четко. Заранее намечаем, кого спросить, продумываем задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей проявляется их индивидуальность, воображение.

Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития речи, поэтому огромная работа проводится вне занятий. Развитие лексической базы ребенка-дошкольника – это ежедневный и кропотливый труд. При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности мы непременно обращаем внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяем большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогаем найти их.

Результаты этой работы мы увидели при составлении детьми творческих рассказов. Придумывание рассказов уже не превращается в пустое фантазирование или перечисление. Дети используют распространенные предложения с элементами доказательств; описательные прилагательные; различные формы глаголов.

Речевая среда в группе постоянно меняется и пополняется.

Так, с помощью игры «Звуковое дерево» дети осуществляют звуковой анализ слова, используя листья красного и синего цвета.

Звуковое дерево

Пособие «Веселая гусеница» помогает детям выкладывать и анализировать слова разного состава, составлять предложения из 3-4 слов.

Веселая гусеница

Дидактическая игра «Подбери картинки к схеме» закрепляет и совершенствует умение детей производить звуко-буквенный анализ слов.

Подбери картинки к схеме

 

Для развития мелкой моторики рук в практике своей работы используем пособие «Дом букв».

Дом букв

 

В результате общих усилий детского сада и семьи, воспитателей и специалистов произошли коренные изменения в лексической базе старших дошкольников: у детей возрос интерес к собственной речевой деятельности; они стали замечать речевые ошибки в речи сверстников; осознанно понимают и используют новые слова; стали активны, проявляют самостоятельность в освоении лексикона; стремятся к творческому самовыражению.

Запись опубликована в рубрике 2013, Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>