Ярошевич Н.И. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКОНА ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ

 

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь детей средней дошкольной группы становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

На основе анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами были поставлены следующие задачи по развитию лексикона детей средней группы:

1. Расширять словарный запас. Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.)

2. Уточнять обобщающие понятия.

3. Расширять запас слов, близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов) Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.

4. Знакомить детей с многозначными словами, представленными разными частями речи.

5. Учить соотносить слова по смыслу и давать толкование слов и словосочетаний.

Для решения поставленных задач нами были подобраны занятия, речевые игры и упражнения, которые включены в перспективный план работы на формирующем этапе исследования. При составлении плана мы ориентировались на программу воспитания в и обучения в средней группе и на пособия Н.В. Алешиной и О.С. Ушаковой.

Перспективное планирование

Месяц 1 занятие, цель занятия 2 занятие, цель занятия
Октябрь «Обучение детей умению отгадывать загадки». Закрепить знания о различных свойствах и качествах предметов. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Закрепить знания о различных предметах, которые нужны людям разных профессий.
Ноябрь «Знакомство со свойствами дерева и металла». Познакомить детей со свойствами дерева и металла. Дидактическая игра « Из чего сделано?». Закрепить знания о названиях материалов.
Декабрь «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда». Учить объединять и группировать предметы по сходным признакам. Дидактическая игра «Лото» (закрепление обобщающих понятий – игрушки, одежда, обувь, посуда).
Январь «Знакомство детей с обобщающим понятием «транспорт». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их. Дидактическая игра «Что лишнее?». Закрепить знания об обобщающем понятии «транспорт».
Февраль «Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная». Закрепить знания о понятии «посуда». Дидактическая игра «Магазин». Закрепить знания детей о классификации посуды.
Март «Знакомство со свойствами ткани». Познакомить детей с различными свойствами ткани. Беседа с детьми на тему «Ткани», предложить рассмотреть свою одежду и вспомнить и рассказать о свойствах ткани.
Апрель «Загадывание загадок о знакомых детям предметах». Учить внимательно всматриваться в предметы, находить те признаки, которые перечислены в загадках. Дидактическая игра «Похож –не похож». Учить группировать предметы по общему признаку (материалу, цвету, назначению).

Речевые игры и упражнения использовались в индивидуальной работе с отдельными детьми, в процессе различных видов деятельности детей.

Так, в октябре 2012 г. на занятиях «Обучение детей умению отгадывать загадки», «Описание игрушек» мы учили детей описывать предметы, закрепляли знания о различных свойствах и качествах предметов. Учили детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвали интерес к предметному миру.

В декабре и в январе нами были проведены такие занятия, как «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда», «транспорт», речевые игры и упражнения проводились на закрепление таких обобщающих понятий: овощи, одежда, мебель. На этих занятиях мы учили детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

Для активизации лексикона детей в подборе синонимов и антонимов мы использовали такие речевые игры и упражнения: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто заблудился?», «Скажи наоборот». Мы углубляли знания детей о лексическом значении слов, учили подбирать слова, противоположные по смыслу.

В феврале 2013 г. мы проводили такие игры и упражнения: «Кто играет с Таней», «Найди ручку», «Расскажи про ручку», «Для чего нужна игла» и др., где знакомили детей с многозначными словами, учили составлять предложения с такими словами, как ручка, иголка, ножка, а также учили понимать разные значения этих слов. Также многозначные слова мы вспоминали на занятиях «Знакомство с обобщающим понятием «посуда», мы искали с детьми предметы, у которых есть ручки (чайник, кастрюля, сковородка). А на занятии «Знакомство с обобщающим понятием «транспорт» мы выделяли многозначное слово идти (пароход идет, человек идет).

Мы расширяли сферу употребления слов в соответствии с их смысловым содержанием, учили образовывать разнообразные словосочетания. Обогащали лексикон детей глаголами, обозначающими действия, процессы.

В марте 2013 года было проведено повторное обследование речи детей средней группы.

Можно отметить, что в результате проведенной на формирующей этапе работы произошли позитивные изменения в речи детей.

Так, почти все дети правильно называли предъявленные им предметы. В названии частей предметов дети точнее и увереннее стали называть части предметов: 6 детей дали правильные ответы, 11 детей не смогли назвать такие части предметов, как сиденье у стула, дно у чайника, крыльцо у дома.

В названии профессий дети тоже показали хороший результат. Девять детей без ошибок назвали все предложенные им картинки с профессиями и смогли дополнительно назвать еще по 3-4 профессии. 10 детей сделали по одной ошибке в предложенных картинках, но смогли назвать дополнительно одну профессию, которую они знают.

Как видно из результатов формирующего исследования, словарь признаков у детей улучшился, но еще есть затруднения в названиях признаков предметов, из чего следует, что необходимо продолжать работу над этой стороной лексикона.

Подбор синонимов к данным словам и словосочетаниям был осуществлен всеми детьми, если и встречались единичные ошибочные ответы, то они исправлялись самостоятельно ребенком или после уточняющего вопроса.

Работа над многозначными словами показала, что дети стали понимать значение многозначных слов, стали составлять предложения с многозначными словами.

Стоит продолжать работу в названии частей предметов, закреплять обобщающие понятия, упражняться в подборе антонимов и синонимов, продолжать расширять представления о многозначных словах.

После проведения контрольного исследования мы получили следующие результаты:

высокий уровень имеют 14 детей, что составляет 74 %;

средний уровень у 5 детей, что составляет 26 %;

низкий уровень – 0 %.

В результате проведенной на формирующем этапе работы мы получили позитивные изменения в лексиконе детей. Дети стали правильно называть предъявленные предметы, их части, действия или состояния; приводят более двух признаков, легко дифференцируют обобщающие понятия; умеют сопоставлять предметы; правильно подбирают слова с противоположным значением, выбирают подходящее по смыслу слово, стали понимать разные значения многозначных слов.

Запись опубликована в рубрике 2013, Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>