На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь детей средней дошкольной группы становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
На основе анализа результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования, нами были поставлены следующие задачи по развитию лексикона детей средней группы:
1. Расширять словарный запас. Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.)
2. Уточнять обобщающие понятия.
3. Расширять запас слов, близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов) Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.
4. Знакомить детей с многозначными словами, представленными разными частями речи.
5. Учить соотносить слова по смыслу и давать толкование слов и словосочетаний.
Для решения поставленных задач нами были подобраны занятия, речевые игры и упражнения, которые включены в перспективный план работы на формирующем этапе исследования. При составлении плана мы ориентировались на программу воспитания в и обучения в средней группе и на пособия Н.В. Алешиной и О.С. Ушаковой.
Перспективное планирование
Месяц | 1 занятие, цель занятия | 2 занятие, цель занятия |
Октябрь | «Обучение детей умению отгадывать загадки». Закрепить знания о различных свойствах и качествах предметов. | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Закрепить знания о различных предметах, которые нужны людям разных профессий. |
Ноябрь | «Знакомство со свойствами дерева и металла». Познакомить детей со свойствами дерева и металла. | Дидактическая игра « Из чего сделано?». Закрепить знания о названиях материалов. |
Декабрь | «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда». Учить объединять и группировать предметы по сходным признакам. | Дидактическая игра «Лото» (закрепление обобщающих понятий – игрушки, одежда, обувь, посуда). |
Январь | «Знакомство детей с обобщающим понятием «транспорт». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их. | Дидактическая игра «Что лишнее?». Закрепить знания об обобщающем понятии «транспорт». |
Февраль | «Знакомство детей с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная». Закрепить знания о понятии «посуда». | Дидактическая игра «Магазин». Закрепить знания детей о классификации посуды. |
Март | «Знакомство со свойствами ткани». Познакомить детей с различными свойствами ткани. | Беседа с детьми на тему «Ткани», предложить рассмотреть свою одежду и вспомнить и рассказать о свойствах ткани. |
Апрель | «Загадывание загадок о знакомых детям предметах». Учить внимательно всматриваться в предметы, находить те признаки, которые перечислены в загадках. | Дидактическая игра «Похож –не похож». Учить группировать предметы по общему признаку (материалу, цвету, назначению). |
Речевые игры и упражнения использовались в индивидуальной работе с отдельными детьми, в процессе различных видов деятельности детей.
Так, в октябре 2012 г. на занятиях «Обучение детей умению отгадывать загадки», «Описание игрушек» мы учили детей описывать предметы, закрепляли знания о различных свойствах и качествах предметов. Учили детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвали интерес к предметному миру.
В декабре и в январе нами были проведены такие занятия, как «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда», «транспорт», речевые игры и упражнения проводились на закрепление таких обобщающих понятий: овощи, одежда, мебель. На этих занятиях мы учили детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.
Для активизации лексикона детей в подборе синонимов и антонимов мы использовали такие речевые игры и упражнения: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто заблудился?», «Скажи наоборот». Мы углубляли знания детей о лексическом значении слов, учили подбирать слова, противоположные по смыслу.
В феврале 2013 г. мы проводили такие игры и упражнения: «Кто играет с Таней», «Найди ручку», «Расскажи про ручку», «Для чего нужна игла» и др., где знакомили детей с многозначными словами, учили составлять предложения с такими словами, как ручка, иголка, ножка, а также учили понимать разные значения этих слов. Также многозначные слова мы вспоминали на занятиях «Знакомство с обобщающим понятием «посуда», мы искали с детьми предметы, у которых есть ручки (чайник, кастрюля, сковородка). А на занятии «Знакомство с обобщающим понятием «транспорт» мы выделяли многозначное слово идти (пароход идет, человек идет).
Мы расширяли сферу употребления слов в соответствии с их смысловым содержанием, учили образовывать разнообразные словосочетания. Обогащали лексикон детей глаголами, обозначающими действия, процессы.
В марте 2013 года было проведено повторное обследование речи детей средней группы.
Можно отметить, что в результате проведенной на формирующей этапе работы произошли позитивные изменения в речи детей.
Так, почти все дети правильно называли предъявленные им предметы. В названии частей предметов дети точнее и увереннее стали называть части предметов: 6 детей дали правильные ответы, 11 детей не смогли назвать такие части предметов, как сиденье у стула, дно у чайника, крыльцо у дома.
В названии профессий дети тоже показали хороший результат. Девять детей без ошибок назвали все предложенные им картинки с профессиями и смогли дополнительно назвать еще по 3-4 профессии. 10 детей сделали по одной ошибке в предложенных картинках, но смогли назвать дополнительно одну профессию, которую они знают.
Как видно из результатов формирующего исследования, словарь признаков у детей улучшился, но еще есть затруднения в названиях признаков предметов, из чего следует, что необходимо продолжать работу над этой стороной лексикона.
Подбор синонимов к данным словам и словосочетаниям был осуществлен всеми детьми, если и встречались единичные ошибочные ответы, то они исправлялись самостоятельно ребенком или после уточняющего вопроса.
Работа над многозначными словами показала, что дети стали понимать значение многозначных слов, стали составлять предложения с многозначными словами.
Стоит продолжать работу в названии частей предметов, закреплять обобщающие понятия, упражняться в подборе антонимов и синонимов, продолжать расширять представления о многозначных словах.
После проведения контрольного исследования мы получили следующие результаты:
высокий уровень имеют 14 детей, что составляет 74 %;
средний уровень у 5 детей, что составляет 26 %;
низкий уровень – 0 %.
В результате проведенной на формирующем этапе работы мы получили позитивные изменения в лексиконе детей. Дети стали правильно называть предъявленные предметы, их части, действия или состояния; приводят более двух признаков, легко дифференцируют обобщающие понятия; умеют сопоставлять предметы; правильно подбирают слова с противоположным значением, выбирают подходящее по смыслу слово, стали понимать разные значения многозначных слов.