«Не говори часто и слишком подробно о своих делах и пережитых неприятностях: не так приятно другим слушать о твоих несчастьях, как тебе вспоминать о своих» – это высказывание греческого философа Эпиктета. За время существования телефонной связи сложились определенные правила этикета, тем более, что манера разговора по телефону несет важную информацию о говорящем и является частью его имиджа. Особенно важно соблюдать правила этикета в столь телефонизированный век, когда, кроме обычных телефонов, практически каждый имеет и мобильный.
Этикет телефонного разговора – часть общего речевого этикета, специфика которого отражается в отборе речевых формул. Телефонный разговор – это контактное во времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальной аппаратурой общение собеседников. Дистантность собеседников в пространстве исключает мимику, жесты, предполагает правила ведения телефонных диалогов и наличие фраз речевого этикета[1].
Как начинать телефонный разговор? Конечно, с приветствия. Потом необходимо представиться и пригласить к телефону нужного вам человека. В случае разговора по мобильному телефону абонент часто видит знакомый номер и может назвать звонящего сам. Если этого не произошло, необходимо представиться. Нужно узнать, есть ли у того, кому вы звоните, время для телефонного разговора (особенно это важно в случае общения по мобильному телефону). В конце разговора отнюдь не лишним будет попрощаться.
Одно из первых правил хорошего воспитания состоит в том, чтобы никто из нас, вольно или невольно, не ставил других людей в неловкое положение, задавая им бестактные вопросы, а чтобы знать эти правила необходимо знать телефонный этикет[2].Самый главный человек – это тот, с которым общаются в данный момент. А самое главное правило телефонного этикета – говорить с позвонившим так, как если бы он сидел перед говорящим.
Благодаря телефону можно оперативно решить огромное количество вопросов. Но все ли мы умеем грамотно с ним обращаться? Большинство специалистов считают, что в процессе бесцельной траты делового времени телефон находиться на втором месте после случайных и неожиданных визитов. Зарубежные ученые неоднократно отмечали, что среди руководителей практически всех уровней распространилась болезнь «телефономания». Американские психологи пришли к выводу, что телефон при всех его преимуществах, сокращает жизнь современного человека на 3 – 4 года. И дело не в том, что по телефону мы получаем неприятные новости, а в постоянном напряжении нервной системы человека из-за ожидания звонка в любую минуту[3].
В феврале-марте 2013 г. нами было проведено социологическое исследование. В опросе участвовали школьники, студенты и взрослые люди, проживающие на территории Гродно и Гродненской области.Всего было опрошено 30 человек, по 10 в каждой возрастной группе. Из них 50 % испытуемых – это лица женского пола. Исследование было проведено с целью выявления умения правильного пользования мобильным телефоном и разговора по телефону.
На вопрос: «Как вы приветствуете собеседника?»основными ответами как у детей, так и у взрослых респондентов было«Привет», «Здравствуй».На вопрос: «Какой фразой вы завершаете разговор?» все респонденты ответили, что прощаются также доброжелательно, как и приветствуют своего собеседника.
На вопрос: «Вы любите разговаривать по телефону?»былиданы ответы:«очень часто»(27%), «довольно часто»(43%), «редко» (23%), «почти не разговариваю» (7%). Среди них женщины: «очень часто» – 33%, «довольно часто» – 40%, «редко»–20% и «почти не разговариваю» – 7%. А лица мужского пола: «очень часто» – 20%, «довольно часто»–53%, «редко» – 27%. Это свидетельствует о том, что люди часто разговаривают по телефону, причем у женщин это проявляется в большей степени, чем у мужчин.
На вопрос: «В общественном месте, транспорте вы разговариваете по телефону во весь голос либо вполголоса?» 77% респондентов ответило, что в полголоса, 20% – вообще стараются не разговаривать, а 3% – разговаривают в полный голос. Среди них женщины – 73% – разговаривают вполголоса, а 17% – не отвечают на звонки. 86% респондентов мужского пола ответили, что разговаривают вполголоса, 7% –не отвечают на звонки и 7% (школьники)–разговаривают в полный голос.Итак, большинство из опрошенных разговаривают по телефону в общественном месте, но при этом стараются делать это, не нарушая общественный порядок.
На вопрос: «Вы чаще общаетесь голосовыми вызовами или «смс» сообщениями?»73% респондентов ответили, что пользуются только голосовыми вызовами, 17%–«смс» сообщениями, 10% пользуются в равной мере как голосовыми вызовами, так и «смс» сообщениями. По критерию «пол» различий в ответах не выявлено. Можно сделать вывод, что для наших респондентов разговор предпочтительнее, чем написание сообщений.
На вопрос: «Если у вас есть машина (если бы у вас была машина), вы разговариваете (разговаривали бы) по телефону за рулём?» – 77% испытуемых ответили –«нет».23% респондентов разговор по телефону не отвлекает от вождения транспорта. Лишь 7% из опрошенных женщин и 33% мужчин позволяют себе разговор по телефону за рулем автомобиля. Таким образом, несмотря на все запреты,часть респондентов все же разговаривает по телефону во время вождения транспорта.
На вопрос: «Вы используете автоответчик?», что 90% респондентов ответили«нет». Только 10% опрошенных (это лица женского пола) активно пользуются автоответчиком.
На вопрос «Не смущает ли вас тот факт, что долго разговаривать по мобильному телефону вредно для здоровья» 50% опрошенных ответили «да». 13% респондентов отключают телефон на ночь(как правило, дети), а 87% не отключают. При этом у 40% испытуемых ночью телефон лежит менее чем 1м от головы, у 13% – более 1м, 47% – более 2м. В большинстве случаев носят телефон в кармане (63% опрошенных), в сумке (37% опрошенных).
В заключение отметим, что в наш столь телефонизированный век возрастает важность этикета телефонного разговора и умения правильно пользоваться телефоном. Наше исследование показало, что и дети, и взрослые часто используют мобильную связь. Лишь половина из них задумается о вреде частого использования этого вида связи, кладет его на ночь более, чем в 2 метрах от головы. Большая часть опрошенных разговаривает по телефону в общественном месте (хотя и старается делать это вполголоса). При этом 23% респондентов разговаривают (или планируют разговаривать) по телефону во время вождения транспорта. Для нас, как будущих учителей начальной школы, важно в будущей педагогической практике обращать внимание на проблемы речевого этикета, в том числе этикета разговора по телефону.
Список литературы
- Линь,Мэй.Речевые особенности и правила построения русского телефонного диалога / Мэй Линь // Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rechevye–osobennosti–i–pravila–postroeniya–russkogo–telefonnogo–dialoga. – Дата доступа: 01.03.2013.
- Телефонный этикет[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delovoi–etiket.ru/telefonnoe–obschenie/telefon–etiket.html. – Дата доступа: 01.03.2013.
- Деловой разговор по телефону[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delovoi–etiket.ru/telefonnoe–obschenie/razgovor–po–telefony.html. – Дата доступа: 01.03.2013.