Цинкус Ю.С. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

 

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Важное место занимает проблема преемственности работы по развитию речи между детским садом и школой. На практическом уровне, как взаимодействие какой-то определенной школы и конкретного детского сада эта проблема решается, однако специальных исследований, напрямую посвященных этой проблеме, не проводилось. Цель проведенного нами исследования – выявить уровень сформированности связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Мы провели исследование с целью выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовало 20 детей старшей группы Дошкольного центра развития ребёнка №89 г. Гродно, из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек – контрольную группу. Средний возраст детей 5,5 лет.

Эксперимент проводился в 3 этапа:

Первый этап – констатирующий, где исследовался уровень сформированности связной речи старших дошкольников.

Второй этап – формирующий, где с экспериментальной группой проводилась работа по развитию связной речи.

Третий этап – контрольный, где исследовались произошедшие в группах изменения в уровне сформированности связной речи.

При определении уровня развития связной речи дошкольников использовалась методика, предложенная Н.В. Новотворцевой, которая позволяет определить четыре уровня развития связной речи.

Оценка уровня развития связной речи дошкольников ребенка производилась в баллах по следующим критериям:

5 баллов - самостоятельное верное осмысление задания; устойчивый замысел; связное, последовательное высказывание;

4 балла - достаточно полное осмысление задания, воплощение в связную речь возможно при незначительной помощи: стимуляции, наводящих вопросах;

3 балла - стимуляция внимания к заданию при значительной помощи (подсказывающие вопросы, план, речевые образцы); замысел нестойкий, высказывание схематичное, фрагментарное;

2 балла - незаинтересованность предлагаемым видам работы; полное непонимание материала даже при значительной помощи; отсутствие замысла; недифференцированный характер речевой активности; вплетение побочных ассоциаций, переключение на инертный стереотип;

1 балл - за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать даже с помощью экспериментатора.

Выводы об уровне развития связной речи старших дошкольников делали на основании следующих соотношений уровня с полученными баллами:

5 баллов – высокий;

3-4 баллов – средний;

2 балла – низкий;

1 балл – очень низкий.

Формирующий этап эксперимента по развитию у дошкольников связной речи состоял из четырех взаимосвязанных разделов:

1)  обучение использованию образных характеристик в речи;

2) составление рифмованных текстов;

3) обучение составлению творческих рассказов по картине;

4) обучение составлению сказочных текстов.

5) обучение использованию образных характеристик в речи.

Работа по обучению детей образной речи проводилась в три этапа: обучение детей созданию сравнений (первый этап); отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 – 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. ПР:

- цыпленок (объект №1);

- по цвету (признак);

- желтый (значение признака);

- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

По окончании развивающего этапа нами был проведен контрольный срез по определению влияния развивающих занятий на уровень развития связной речи дошкольников в экспериментальной группе.

Оценка результатов после проведенных занятий производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах.

Можно отметить, что повторное диагностическое обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе. В контрольной группе  при повторном обследовании положительная динамика в развитии отмечается не значительная. Что, в свою очередь, говорит о положительном влиянии от применения программы. Значительная динамика в развитии связной речи детей старшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста к развитию связной речи.

Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, позволяет сделать следующие выводы:

1. На констатирующем этапе исследования – как в экспериментальной, так и в контрольной группах – не было выявлено детей с высоким и очень низким уровнями развития связной речи. По уровню развития исследуемого уровня незначительно выше показатели в контрольной группе, где средний уровень показало 30 % детей по сравнению с 20 % в экспериментальной группе.

2. Формирующий этап эксперимента по развитию у дошкольников связной речи состоял из четырех взаимосвязанных разделов: обучение использованию образных характеристик в речи; составление рифмованных текстов; обучение составлению творческих рассказов по картине; обучение составлению сказочных текстов.На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе только 10 % детей показали низкий уровень развития связной речи, 70 % средний и 20 % высокий уровень. В контрольной группе 40 % детей показало низкий уровень и 60 % детей средний уровень  развития связной речи.

3. Анализ контрольного среза показал, что уровень развития связной речи в экспериментальной группе после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие уровня развития связной речи дошкольников.

динамика показателей

Рис. 1 – Динамика показателей уровня развития связной речи дошкольников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Качество связной речи значительно возросло: большинство рассказов детей в конце исследования были связными, последовательными, содержательными, увеличился их объем. Более устойчивым и определенным стал замысел высказываний, многие дети предпринимали попытки заранее спланировать свой рассказ, используя приобретенные на занятиях знания, умения, навыки. Значительно возрос уровень речевой активности детей, появилась заинтересованность в улучшении результата. Наиболее трудным для испытуемых по-прежнему оказалось задание составить рассказ на предложенную тему, хотя возможности детей к творческому рассказыванию значительно возросли.

Запись опубликована в рубрике 2013, Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>