В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала к человеку ряд требований, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление. Реализация данных запросов возможна посредством вооружения учащихся приёмами самостоятельного овладения знаниями (исследовательскими умениями) в процессе специально организованной исследовательской деятельности. Исследовательские умения являются частью общеучебных и связаны с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
К исследовательским можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать и проводить эксперименты, структурировать материал, доказывать свои суждения, сотрудничать.
На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний, что не способствует развитию причинного мышления.
Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова, А.Б. Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
Рассмотрим структуру данного умения:
1) осмысление представленного явления (события, ситуации);
2) выявление общих и отличительных признаков данного явления;
3) определение существенных признаков (причин) явления;
4) формирование суждения о возможных следствиях данного явления;
5) обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений.
Такая структура умения устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:
- выделять в предметах свойства;
- иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;
- определять в предметах существенные и несущественные признаки;
- различать необходимые и достаточные признаки предметов;
- устанавливать родо-видовые отношения;
- выполнять простейшие умозаключения.
Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).
Рассмотрим некоторые аспекты организации исследовательской деятельности как фактора формирования умения устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников.
Для эффективного развития исследовательских умений учитель начальных классов должен создать необходимые педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому учащемуся в успешном решении сложных учебных задач.
Кроме того, при организации исследовательской деятельности, направленной на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, педагогу важно придерживаться определённого алгоритма:
1. Создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с противоречиями между существующими явлениями и новыми фактами.
2. Побуждать младших школьников к формулированию и высказыванию собственных идей и догадок, выдвижению гипотез через обсуждение в небольших группах.
3. Ориентировать учащихся на практическую значимость полученных знаний.
Ещё одним важным условием развития исследовательских способностей является организация деятельности с опорой на пропедевтические умения учащихся. Привлечение комплекса подобного рода знаний в начальной школе связано с повторением изученного материала и с сознательным отбором учеником тех знаний, которые необходимы для сопоставления с новыми фактами, т.е. установления причинно-следственных отношений.
Применение исследовательского метода также является действенным средством развития причинного мышления и предполагает постановку проблемной задачи (например, провести эксперимент, составить логическую цепочку и т.д.). Эффективность данного метода связана с самостоятельностью учащихся на всех этапах исследования (наблюдение, выдвижение гипотез; составление плана действий; формулирование результатов; контрольно-оценочная работа).
Ещё одним методом осуществления исследовательской деятельности является частично-поисковый, при котором педагог организует поисковую деятельность при выполнении отдельных этапов учебной задачи.
Важное место в формировании умения устанавливать причинно-следственные связи занимает метод проектов, представляющий собой совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность школьников и предполагает создание учебных ситуаций, которые:
- сталкивают младших школьников с явлениями, которые противоречат имеющимся у них представлениям;
- побуждают учащихся высказывать свои предположения, гипотезы;
- предоставляют возможность исследовать эти предположения;
- дают возможность представить результаты своего исследования окружающим с целью определения значимости полученных данных [1].
Одним из приёмов формирования исследовательских умений является дидактическая игра, в рамках которой решение проблемно-поисковой ситуации требует минимальных волевых усилий, но при этом позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал учеников и использовать его наиболее эффективно.
В связи с тем, что установление причинно-следственных связей основано на абстрактных понятиях, необходима и система наглядности. В частности, для превращения знаний младших школьников в убеждения (например, на уроках «Человек и мир») можно использовать эксперимент.
Ещё одним условием развития понимания причинно-следственной зависимости у учащихся младших классов выступает использование системы заданий. И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Т.И. Шамова, говоря об установлении причинно-следственных связей, подчёркивают, что его выработка возможна только в процессе упражнений. Ведь данное умение не проходит стадию автоматизации, поэтому каждый раз требует полной осмысленности.
В заключение отметим, что главный результат исследовательской деятельности – опыт самостоятельной работы, новые знания, исследовательские умения, среди которых и умение устанавливать причинно-следственные связи. Работа по формированию данного приёма логического мышления у младших школьников должна носить целенаправленный, систематичный и постепенный характер, т.е. начинаться с выработки более простых познавательных приёмов и действий, которые постепенно усложняются, переплетаются и интегрируют в более сложные. Это будет способствовать формированию в сознании младших школьников представлений о связях, зависимостях, отношениях между явлениями и развитию причинного мышления.
Список литературы
1. Коваленко, О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О.А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.