Акопян Н.И. ОСОБЕННОСТИ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Графо-моторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой – как двигательное. Письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения [1].

Формирование графического навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный процесс и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В процессе школьного обучения осуществляется динамика развития графо-моторных навыков учащихся. Устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения. В целом же процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет.

В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графическими навыками письма учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью – нарушение высших психических функций и речи.

Недостатки интеллектуальной деятельности учеников, множественные речевые нарушения, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза), по мнению Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер, обуславливают трудности формирования графо-моторных навыков рассматриваемой категории учеников, начиная с начального периода обучения.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой также отмечается, что особенности психического развития учеников с нарушением интеллекта (низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности) затрудняют овладение графическим навыком письма [3].

Одной из характерных черт, отличающих младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является пониженная познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработке перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графического навыка письма.

Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графическим навыком письма зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическим навыкам письма учащимися [2].

Так, по итогам ряда наблюдений за процессом письма В.И. Насонова сделала вывод о том, что у учеников с интеллектуальными нарушениями в младшем школьном возрасте наблюдается недостаточность межанализаторного взаимодействия. Несовершенство межанализаторной интеграции приводит к трудностям в процессе письма, например, знаков.

Е.М. Мастюкова отмечает, что процесс переработки сенсорной, к несформированности зрительно-двигательных образов буквенных информации учеников с интеллектуальными нарушениями замедлен, и это в свою очередь мешает формированию и закреплению графо-моторных навыков [3].

Е.В. Мальцева считает, что графические ошибки при формировании навыка письма и трудности, возникающие у учеников в процессе письма (нарушение письма формы буквы, нарушение наклона элементов, деформация формы буквы, уподобление одной буквы другой и подобные ошибки),  являются следствием низкого уровня развития процесса восприятия.

В процессе изучения особенностей письма учеников младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью выявлено, что для них характерна замена графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у учащихся данной категории обуславливает частоту смешения графически сходных букв (Е.А. Кинаш) [1].

Ученики с интеллектуальными нарушениями, по мнению В.А. Насоновой, проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма проявляется у учеников в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме и другие ошибки. Особенно ярко проявляются ошибки и трудности с появлением требований орфографически грамотного письма – письмо под диктовку, списывание с доски. Анализ письменных работ, проведенный данным автором, позволяет высказывать мнение о недостаточности динамичности мышц руки учеников с интеллектуальными нарушениями.

Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер отмечают, что трудности формирования навыка письма учащихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки, могут проявляться: 1) в неумении писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; 2) в невыполнении алгоритма трех видов соединения букв в словах.

Трудности овладения графо-моторным навыком обусловлены тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью крайне несовершенен. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. Типичные ошибки письма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями проявляются в виде различных форм дисграфии и аграфии.

 

Список литературы

1. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. – Спб.: МиМ, 1997. – 286 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1946. – 105 с.

3. Навыки письма [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http: // www.gumer.info/bibliotek_Buks/ index.php/. – Дата доступа: 01.02.2013.

Запись опубликована в рубрике 2013, Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>